ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 1999 г. N 4098-II ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике в пятидневный срок со дня принятия настоящего Постановления.

3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 20 февраля 1999 г. N 779п-П12

О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ
ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Председатель Правительства
Российской Федерации
Е.ПРИМАКОВ

Проект

Вносится Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ
ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину в целом по Российской Федерации.

Статья 1. Потребительская корзина для основных социально - демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации устанавливается в составе и объеме (в натуральных показателях) согласно Приложению к настоящему Федеральному закону.

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

Приложение
к Федеральному закону
"О потребительской корзине
в целом по Российской Федерации"

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА ДЛЯ ОСНОВНЫХ
СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

┌────────────────────┬──────────┬────────────────────────────────┐
│                    │ Единица  │      Объемы потребления        │
│                    │измерения │     (на одного человека)       │
│                    │          ├──────────┬──────────┬──────────┤
│                    │          │трудоспо- │пенсионеры│   дети   │
│                    │          │собное на-│          │          │
│                    │          │селение   │          │          │
├────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│                        ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ                        │
├────────────────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│Хлебные продукты    │          │          │          │          │
│(хлеб и макаронные  │          │          │          │          │
│изделия в пересчете │          │          │          │          │
│на муку, мука,      │          │          │          │          │
│крупы, бобовые)     │кг в год  │   152,0  │   119,0  │    96,0  │
│                    │          │          │          │          │
│Картофель           │кг в год  │   123,6  │    90,0  │   118,0  │
│                    │          │          │          │          │
│Овощи и бахчевые    │кг в год  │    89,4  │    96,8  │   108,1  │
│                    │          │          │          │          │
│Фрукты свежие       │кг в год  │    16,7  │    13,6  │    41,0  │
│                    │          │          │          │          │
│Сахар и кондитерские│          │          │          │          │
│изделия в пересчете │          │          │          │          │
│на сахар            │кг в год  │    20,3  │    18,8  │    23,9  │
│                    │          │          │          │          │
│Мясопродукты        │кг в год  │    31,5  │    22,7  │    28,5  │
│                    │          │          │          │          │
│Рыбопродукты        │кг в год  │    13,7  │    14,7  │    11,2  │
│                    │          │          │          │          │
│Молоко и            │          │          │          │          │
│молокопродукты в    │          │          │          │          │
│пересчете на молоко │кг в год  │   210,7  │   199,5  │   295,6  │
│                    │          │          │          │          │
│Яйца                │штук в год│   165,6  │    90,0  │   169,8  │
│                    │          │          │          │          │
│Масло растительное, │          │          │          │          │
│маргарин и другие   │          │          │          │          │
│жиры                │кг в год  │    12,0  │    10,2  │    10,3  │
│                    │          │          │          │          │
│Прочие продукты     │          │          │          │          │
│(соль, чай, специи) │кг в год  │     4,9  │     4,15 │     3,6  │
├────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│                   НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ                   │
├────────────────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│Верхняя пальтовая   │          │          │          │          │
│группа              │штук      │     3    │     3    │     3    │
│                    │          │          │          │          │
│Верхняя костюмно -  │          │          │          │          │
│платьевая группа    │штук      │     8    │     8    │    11    │
│                    │          │          │          │          │
│Белье               │штук      │     9    │    10    │    11    │
│                    │          │          │          │          │
│Чулочно - носочные  │          │          │          │          │
│изделия             │штук      │     7    │     4    │     6    │
│                    │          │          │          │          │
│Головные уборы      │          │          │          │          │
│и галантерейные     │          │          │          │          │
│изделия             │штук      │     5    │     4    │     4    │
│                    │          │          │          │          │
│Обувь               │пар       │     6    │     6    │     7    │
│                    │          │          │          │          │
│Школьно - письменные│          │          │          │          │
│товары              │штук      │     -    │     -    │    27    │
│                    │          │          │          │          │
│Постельное белье    │штук      │    14    │    14    │    14    │
│                    │          │          │          │          │
│Предметы первой     │          │          │          │          │
│необходимости,      │          │          │          │          │
│санитарии и         │          │          │          │          │
│лекарства           │штук      │    61    │    61    │    61    │
│                    │          │          │          │          │
│Товары культурно -  │          │          │          │          │
│бытового и          │          │          │          │          │
│хозяйственного      │          │          │          │          │
│назначения          │штук      │    19    │    19    │    19    │
├────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│                             УСЛУГИ                             │
├────────────────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│Жилье               │кв. м     │    18    │    18    │    18    │
│                    │общей     │          │          │          │
│                    │площади   │          │          │          │
│                    │          │          │          │          │
│Центральное         │          │          │          │          │
│отопление           │гкал в год│     6,7  │     6,7  │     6,7  │
│                    │          │          │          │          │
│Холодное и горячее  │          │          │          │          │
│водоснабжение и     │          │          │          │          │
│водоотведение       │л в сутки │   285    │   285    │   285    │
│                    │          │          │          │          │
│Газоснабжение       │куб. м    │    10    │    10    │    10    │
│                    │в месяц   │          │          │          │
│                    │          │          │          │          │
│Энергоснабжение     │кВт/час   │    50    │    50    │    50    │
│                    │в месяц   │          │          │          │
│                    │          │          │          │          │
│Транспортные услуги │поездок   │   619    │     -    │   396    │
│                    │          │          │          │          │
│Другие виды услуг   │процентов │    15    │    15    │    15    │
│                    │общей     │          │          │          │
│                    │величины  │          │          │          │
│                    │расходов  │          │          │          │
│                    │на услуги │          │          │          │
└────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┘

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Проект Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" разработан в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации определена на основе методических рекомендаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192.

Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, выраженный в натуральных показателях, и устанавливается для основных социально - демографических групп населения - трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

Состав потребительской корзины сформирован с учетом:

научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

фактического состава, структуры и объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;

влияния на потребление социально - экономических, демографических, природно - климатических и других факторов;

финансовых возможностей бюджетов разных уровней по обеспечению государственной поддержки населения.

Набор продуктов питания состоит из 11 укрупненных групп продуктов (хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло растительное, маргарин и другие жиры, прочие продукты), обеспечивающих в необходимом объеме потребности основных социально - демографических групп населения в пищевых веществах и энергии.

Данный набор сформирован путем укрупнения минимального набора продуктов питания, состоящего из 35 продуктов.

Набор непродовольственных товаров составлен по результатам обследований домашних хозяйств и состоит из 10 укрупненных групп предметов индивидуального пользования (одежда, обувь, галантерейные изделия, школьно - письменные товары для детей) и общесемейного пользования (постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно - бытового и хозяйственного назначения). Данный набор сформирован путем укрупнения минимального набора непродовольственных товаров, состоящего более чем из 100 предметов.

Набор непродовольственных товаров сформирован с учетом половозрастных особенностей соответствующих социально - демографических групп населения, различной степени их физической, трудовой и социальной активности, распространенности товаров на потребительском рынке и доступности их приобретения.

Набор услуг состоит из 7 групп и включает услуги платного характера (жилищно - коммунальные, транспортные и прочие). Услуги организаций здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания в потребительскую корзину не включаются, так как их минимальные объемы в соответствии с действующим законодательством предоставляются населению бесплатно.

В отличие от действующих Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума, утвержденных Минтрудом России в 1992 г., при формировании настоящей потребительской корзины непродовольственные товары и услуги включаются в корзину прямым счетом, а не в виде доли в структуре прожиточного минимума.

Кроме того, за последние годы произошло старение гардероба у низкодоходных групп населения, существенно увеличились расходы на жилищно - коммунальные услуги и транспорт.

В этой связи величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, определяемая на основе подготовленного проекта Федерального закона, увеличится приблизительно на 21 процент и составит исходя из цен декабря 1998 г. около 869 рублей (по действующей методике - 717 рублей). При этом доля продуктов питания в структуре прожиточного минимума в среднем на душу населения сократится с 62,4 процента до 51,5 процента, непродовольственных товаров - увеличится с 21,1 до 29,2 процента, платных услуг - с 11,3 до 13,1 процента. Кроме того, с 5,2 до 6,2 процента увеличится доля обязательных платежей и сборов.

Принятие Федерального закона "О потребительской корзине по Российской Федерации" не повлечет прямых дополнительных расходов из бюджетов всех уровней и государственных социальных внебюджетных фондов.

В последующем в соответствии с Федеральный законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год будет устанавливаться федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Возможные дополнительные расходы на увеличение этих соотношений должны предусматриваться при формировании бюджетов всех уровней и бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области