ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2001 г. N 1581-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 78684-3
"ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять в первом чтении проект Федерального закона N 78684-3 "Об электронной цифровой подписи", внесенный Правительством Российской Федерации.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по информационной политике в течение месяца со дня принятия настоящего Постановления.

3. Комитету Государственной Думы по информационной политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 6 апреля 2001 г. N 2005п-П8

О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ"

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "Об электронной цифровой подписи".

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

Проект
N 78684-3

Вносится Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий для использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается юридически равнозначной собственноручной подписи человека (гражданина или индивидуального органа юридического лица) в документе на бумажном носителе.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при использовании электронной цифровой подписи гражданами, организациями, государственными органами и органами местного самоуправления.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи

Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

"электронный документ" - документ, в котором информация представлена в электронно - цифровой форме;

"электронная цифровая подпись" - реквизит электронного документа, защищенный от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, позволяющий установить отсутствие утраты, искажения или подделки содержащейся в электронном документе информации, а также обладателя электронной цифровой подписи;

"обладатель электронной цифровой подписи" - лицо, на имя которого зарегистрирована электронная цифровая подпись и которое обладает соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы);

"средства электронной цифровой подписи" - аппаратные и (или) программные средства, реализующие хотя бы одну из следующих функций: создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи; подтверждение с использованием открытого ключа подлинности электронной цифровой подписи, содержащейся в электронном документе; создание закрытых и открытых ключей электронной цифровой подписи;

"закрытый ключ электронной цифровой подписи" - уникальная последовательность символов, известная обладателю электронной цифровой подписи и предназначенная для создания им в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;

"открытый ключ электронной цифровой подписи" - уникальная последовательность символов, доступная любому пользователю информационной системы, предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;

"сертификат ключа подписи" - документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, идентифицирующий обладателя электронной цифровой подписи, включающий открытый ключ электронной цифровой подписи и выдаваемый удостоверяющим центром пользователю информационной системы для обеспечения возможности подтверждения подлинности электронной цифровой подписи;

"подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе" - положительный результат подтверждения сертифицированным средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи, содержащейся в электронном документе, ее обладателю и отсутствия искажения и подделки подписанного данной электронной цифровой подписью электронного документа;

"информационная система общего пользования" - информационная система, пользование которой основано на публичном договоре;

"корпоративная информационная система" - система, пользователем которой может быть только ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников корпоративной информационной системы.

Глава II. УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ
ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ

Статья 4. Юридическое значение электронной цифровой подписи

1. Электронная цифровая подпись в электронном документе юридически равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном выполнении следующих условий:

сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует);

подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

электронная цифровая подпись используется в отношениях, в которых она имеет юридическое значение.

2. Пользователь информационной системы может быть обладателем любого количества электронных цифровых подписей, имеющих одинаковое или различное юридическое значение, в зависимости от правоспособности их обладателя при осуществлении соответствующих отношений. Необходимые сведения, связанные с юридическим значением использования каждой электронной цифровой подписи, приводятся в соответствующих сертификатах ключей подписей.

Статья 5. Использование средств электронной цифровой подписи

1. Создание ключей электронной цифровой подписи осуществляется:

для использования в информационной системе общего пользования - пользователем или по его обращению - удостоверяющим центром;

для использования в корпоративной информационной системе - в порядке, установленном в этой системе.

2. При создании ключей электронной цифровой подписи для использования в информационной системе общего пользования должны применяться только сертифицированные средства электронной цифровой подписи. Возмещение убытков и вреда, возникших в связи с созданием ключей электронной цифровой подписи несертифицированными средствами электронной цифровой подписи, может быть возложено на создателей и распространителей таких ключей.

3. В корпоративных информационных системах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления использование несертифицированных средств электронной цифровой подписи и созданных ими ключей электронной цифровой подписи не допускается.

4. Сертификация средств электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о сертификации продукции и услуг.

Статья 6. Сертификат ключа подписи

1. Сертификат ключа подписи должен содержать следующие сведения:

уникальный номер сертификата ключа подписи, даты начала и окончания срока его действия;

фамилия, имя и отчество обладателя электронной цифровой подписи;

открытый ключ электронной цифровой подписи;

наименование средства электронной цифровой подписи, с которым используется данный открытый ключ электронной цифровой подписи;

наименование и местонахождение удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа подписи;

сведения о правоотношениях, при осуществлении которых электронная цифровая подпись имеет юридическое значение.

2. В случае необходимости в сертификате ключа подписи на основании подтверждающих документов указываются должность (с указанием наименования и местонахождения организации, в которой установлена эта должность) и квалификация обладателя электронной цифровой подписи, по его письменному заявлению - иные сведения, подтверждаемые соответствующими документами.

3. Сертификат ключа подписи должен быть внесен удостоверяющим центром в реестр сертификатов ключей подписей не позднее даты начала срока действия сертификата ключа подписи.

4. Сертификат ключа подписи выдается пользователям с указанием даты и времени его выдачи, сведений о действии сертификата (действует, действие приостановлено, начало и конец периода приостановления, аннулирован, дата и время аннулирования) и данных о реестре сертификатов ключей подписей, позволяющих провести проверку действительности данного сертификата ключа подписи. В случае выдачи сертификата ключа подписи на бумажном носителе он оформляется на бланке удостоверяющего центра и заверяется собственноручной подписью уполномоченного лица и печатью организации. В случае выдачи сертификата ключа подписи в форме электронного документа он должен быть подписан электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра.

Статья 7. Срок и порядок хранения сертификата ключа подписи в удостоверяющем центре

1. Срок хранения сертификата ключа подписи в форме электронного документа в удостоверяющем центре определяется договором между удостоверяющим центром и обладателем электронной цифровой подписи. При этом обеспечивается доступ пользователей информационной системы в удостоверяющий центр для получения сертификата ключа подписи.

2. Срок хранения сертификата ключа подписи в форме электронного документа в удостоверяющем центре после аннулирования сертификата ключа подписи должен быть не менее установленного законодательством срока исковой давности для правоотношений, указанных в сертификате ключа подписи.

По истечении указанного срока хранения сертификат ключа подписи исключается из реестра сертификатов ключей подписей и переводится в режим архивного хранения. Срок архивного хранения сертификата ключа подписи в форме электронного документа составляет 5 лет. Порядок выдачи копий сертификатов ключей подписей в этот период устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Сертификат ключа подписи на бумажном носителе хранится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивах и архивном деле.

Глава III. УДОСТОВЕРЯЮЩИЕ ЦЕНТРЫ

Статья 8. Правовой статус удостоверяющего центра

1. Удостоверяющим центром, выдающим сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, может быть коммерческая организация. Деятельность удостоверяющего центра подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Указанная организация при оформлении лицензии должна обосновать способность нести гражданскую ответственность в размере, не менее чем в 1 тысячу раз превышающем максимальный предел цены сделки, который данный удостоверяющий центр может указывать в сертификате ключа подписи.

2. Правовой статус удостоверяющего центра, обеспечивающего деятельность корпоративной информационной системы, определяется ее владельцем или соглашением участников этой системы.

Статья 9. Деятельность удостоверяющего центра

1. Удостоверяющий центр:

регистрирует электронные цифровые подписи;

создает по обращению пользователей закрытые и открытые ключи электронной цифровой подписи;

приостанавливает и возобновляет действие сертификатов ключей подписей, а также аннулирует их;

ведет реестр сертификатов ключей подписей, обеспечивает его актуальность и возможность свободного доступа пользователей к нему;

выдает сертификаты ключей подписей на бумажных носителях и в виде электронных документов с информацией об их действии;

проводит по обращениям пользователей подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе в отношении зарегистрированных электронных цифровых подписей;

может предоставлять пользователям информационных систем иные услуги, связанные с использованием электронных цифровых подписей.

2. Регистрация каждой электронной цифровой подписи осуществляется на основании заявления, содержащего сведения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, а также сведения, необходимые для идентификации обладателя электронной цифровой подписи и передачи ему сообщений. Заявление подписывается собственноручно обладателем электронной цифровой подписи. Содержащиеся в заявлении сведения подтверждаются предъявлением соответствующих документов. При регистрации проверяется уникальность открытых ключей электронной цифровой подписи в реестре сертификатов ключей подписей и архиве удостоверяющего центра.

3. При регистрации электронной цифровой подписи удостоверяющим центром оформляются на бумажных носителях два экземпляра сертификата ключа подписи, которые заверяются собственноручными подписями обладателя электронной цифровой подписи и уполномоченного лица удостоверяющего центра и печатью удостоверяющего центра. Один экземпляр выдается обладателю электронной цифровой подписи, второй - остается в удостоверяющем центре.

4. Услуги по выдаче действующих сертификатов ключей электронной цифровой подписи, зарегистрированных удостоверяющим центром, вместе с информацией об их действии в виде электронных документов оказываются пользователям безвозмездно.

Статья 10. Отношения между удостоверяющим центром и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

1. Удостоверяющий центр обязан до начала использования электронной цифровой подписи уполномоченного удостоверяющим центром лица для заверения от имени удостоверяющего центра сертификатов ключей подписей представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на бумажном носителе сертификат ключа подписи уполномоченного лица с его собственноручной подписью, заверенный подписью руководителя организации и печатью организации.

2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ведет единый государственный реестр сертификатов ключей подписей, которыми удостоверяющие центры, работающие с пользователями информационных систем общего пользования, заверяют выдаваемые ими сертификаты ключей подписей, обеспечивает возможность свободного доступа к этому реестру и выдает сертификаты ключей подписей, заверенные электронными цифровыми подписями соответствующих уполномоченных лиц.

3. Электронные цифровые подписи уполномоченных лиц удостоверяющих центров могут использоваться только после включения их в единый государственный реестр сертификатов ключей подписей. Использование этих электронных цифровых подписей для целей, не связанных с заверением сертификатов ключей подписей и сведений об их действии, не допускается.

4. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:

имеет право контролировать правильность использования электронных цифровых подписей;

проводит по обращениям граждан, организаций и органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления подтверждение подлинности электронных цифровых подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров в выданных ими сертификатах ключей подписей;

осуществляет в соответствии с положением об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти иные полномочия по обеспечению действия настоящего Федерального закона.

Статья 11. Обязательства удостоверяющего центра по отношению к обладателю электронной цифровой подписи

Удостоверяющий центр, проводя регистрацию электронной цифровой подписи, принимает на себя следующие обязательства по отношению к обладателю электронной цифровой подписи:

внести сертификат ключа подписи в реестр сертификатов ключей подписей;

обеспечивать свободную выдачу сертификата ключа подписи обратившимся к нему пользователям;

приостанавливать действие сертификата ключа подписи по просьбе ее обладателя;

уведомлять обладателя электронной цифровой подписи об известных удостоверяющему центру фактах, которые существенным образом могут сказаться на возможности дальнейшего использования сертификата ключа подписи;

иные обязательства, установленные нормативными правовыми актами или соглашением сторон.

Статья 12. Обязательства обладателя электронной цифровой подписи

Обладатель электронной цифровой подписи обязан:

не использовать для электронной цифровой подписи открытые и закрытые ключи электронной цифровой подписи, если ему известно, что эти ключи где-либо используются или использовались ранее;

хранить в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи;

немедленно требовать приостановления действия сертификата ключа подписи при наличии оснований полагать, что тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи нарушена;

использовать электронную цифровую подпись при осуществлении правоотношений, указанных в сертификате ключа подписи, в соответствии с ее юридическим значением.

Статья 13. Приостановление действия сертификата ключа подписи

1. Действие сертификата ключа подписи может быть приостановлено удостоверяющим центром по указанию лиц или органов, имеющих такое право в силу закона или договора, а в корпоративной информационной системе также в силу установленных правил пользования ею.

2. Период времени от поступления в удостоверяющий центр указания о приостановлении действия сертификата ключа подписи до внесения соответствующей информации в реестр сертификатов ключей подписей должен устанавливаться в соответствии с общим правилом. По специальной договоренности между удостоверяющим центром и обладателем электронной цифровой подписи в отношении его подписи этот период может быть сокращен.

3. Действие сертификата ключа подписи по указанию полномочного лица (органа) приостанавливается на исчисляемый днями срок, если иное не установлено нормативными правовыми актами или договором. Удостоверяющий центр возобновляет действие сертификата ключа подписи по указанию полномочного лица (органа). Если по истечении указанного срока действия сертификата ключа подписи не поступает указания о возобновлении действия сертификата ключа подписи, он аннулируется.

4. Получив указание полномочного лица (органа) о приостановлении действия сертификата ключа подписи, удостоверяющий центр оповещает об этом пользователей открытого ключа подписи путем включения в реестр сертификатов ключей подписей соответствующей информации с указанием времени, даты и срока приостановления действия сертификата ключа подписи, а также извещает об этом обладателя электронной цифровой подписи и полномочное лицо (орган), от которого получено указание о приостановлении.

Статья 14. Аннулирование сертификата ключа подписи

1. Удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа подписи, обязан аннулировать его:

по истечении срока его действия;

при утрате юридической силы сертификата соответствующих средств электронной цифровой подписи;

в случае, если удостоверяющему центру стало достоверно известно о прекращении действия документа, на основании которого оформлен сертификат ключа подписи;

по письменному (на бумажном носителе) заявлению обладателя электронной цифровой подписи;

в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами или договором.

2. Аннулируя сертификат ключа подписи, удостоверяющий центр оповещает об этом пользователей открытого ключа электронной цифровой подписи путем включения в реестр сертификатов ключей подписей соответствующей информации с указанием времени и даты аннулирования, а также извещает об этом обладателя электронной цифровой подписи и полномочное лицо (орган), давшее указание об аннулировании.

Статья 15. Прекращение деятельности удостоверяющего центра

1. Деятельность удостоверяющего центра, выдающего сертификаты ключей подписей для использования в информационных системах общего пользования, может быть прекращена в порядке, установленном гражданским законодательством. Кроме установленных гражданским законодательством процедур ликвидации, организация, принимающая решение о прекращении деятельности удостоверяющего центра, обязана проинформировать об этом пользователей, в том числе персонально всех обладателей зарегистрированных электронных цифровых подписей, и принять меры по передаче с согласия указанных обладателей электронных цифровых подписей функций удостоверяющего центра по оказанию услуг другой организации в порядке правопреемства.

2. Если обязательства удостоверяющего центра перед обладателем электронной цифровой подписи не передаются другой организации в порядке правопреемства, соответствующий сертификат ключа подписи аннулируется и передается на хранение в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

3. Деятельность удостоверяющего центра, обеспечивающего корпоративную информационную систему, прекращается по решению ее владельца или по договоренности участников системы в связи с передачей его обязательств другому удостоверяющему центру или в связи с ликвидацией корпоративной информационной системы.

Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ
ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ

Статья 16. Использование электронной цифровой подписи в сфере государственного управления

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, участвующие в электронном документообороте с этими органами, используют для заверения своих электронных документов электронные цифровые подписи уполномоченных ими лиц.

2. Сертификаты ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти включаются в реестр сертификатов ключей подписей, ведущийся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выдаются пользователям из этого реестра в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для удостоверяющих центров.

3. Порядок организации выдачи сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливается актами соответствующих органов власти.

Статья 17. Использование электронной цифровой подписи в корпоративных информационных системах

1. Если корпоративная информационная система доступна для пользователей информационной системы общего пользования или предоставляет своим пользователям доступ в информационную систему общего пользования, то данная корпоративная информационная система должна соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для систем общего пользования.

2. Использование электронных цифровых подписей в корпоративных информационных системах регламентируется решением владельца системы, соглашением между участниками системы или между владельцем системы и пользователями (клиентами).

3. В корпоративных информационных системах содержание информации в сертификатах ключей подписей, порядок ведения реестра сертификатов ключей подписей, хранения аннулированных сертификатов ключей подписей, вопросы утраты указанными сертификатами юридической силы регулируются внутренними нормативными правовыми актами или договором.

Статья 18. Признание иностранных сертификатов ключей подписей

Иностранный сертификат ключа подписи, удостоверенный в соответствии с законодательством страны, где он зарегистрирован, признается на территории Российской Федерации с учетом выполнения установленных законодательством Российской Федерации процедур признания юридического значения иностранных документов.

Статья 19. Случаи замещения печатей

1. Содержание имеющего печать документа на бумажном носителе, преобразованного в форму электронного документа, в соответствии с нормативными правовыми актами или договоренностью сторон может заверяться электронной цифровой подписью уполномоченного лица.

2. В случаях, установленных нормативными правовыми актами или договоренностью сторон, электронная цифровая подпись, сертификат которой содержит необходимые при осуществлении данных правоотношений сведения о правомочиях своего обладателя, признается юридически равнозначной собственноручной подписи лица, заверенной печатью.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Учредительные документы организаций, осуществляющих деятельность удостоверяющих центров для информационных систем общего пользования, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 июля 2002 г.

Статья 21. Переходные положения

Удостоверяющие центры, создаваемые после вступления в силу настоящего Федерального закона, до начала ведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти реестра сертификатов ключей подписей, должны отвечать всем требованиям настоящего Федерального закона, кроме предварительного (до начала использования) представления сертификатов ключей подписей своих полномочных лиц уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Соответствующие сертификаты должны быть представлены указанному органу не позднее 1 января 2002 г.

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ
ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ"

1. Обоснование необходимости принятия Федерального закона

На современном этапе развития общества в Российской Федерации в процессы повседневной деятельности активно внедряются новые высокопроизводительные информационно - телекоммуникационные технологии. В этих условиях использование корпоративных, региональных и глобальных телекоммуникационных систем для обеспечения нормальной деятельности системы государственного управления и деловой жизни общества приобретает первостепенное значение.

Процесс обмена электронными документами существенным образом отличается от обычной формы обмена документами на бумажных носителях. При широком внедрении в деловую и административную практику обмена электронными документами необходимо решить проблему подтверждения подлинности содержащейся в них информации и ее соответствия смыслу волеизъявления человека. Технически эта проблема решается путем использования средств электронной цифровой подписи (ЭЦП).

В развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации, электронная цифровая подпись широко используется в хозяйственном обороте. Банк России и другие банки Российской Федерации эффективно используют ЭЦП для осуществления своих операций путем пересылки банковских электронных документов по корпоративным и общедоступным телекоммуникационным сетям.

Проект Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" закладывает основы решения проблемы обеспечения правовых условий для использования электронной цифровой подписи в процессах обмена электронными документами, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается юридически равнозначной собственноручной подписи человека в документе на бумажном носителе.

Следует отметить, что в январе 2000 г. в Республике Беларусь принят Закон "Об электронном документе", в котором заложена правовая основа использования ЭЦП применительно к электронным документам. В марте 2000 г. в Эстонской Республике принят Закон "Об электронно - цифровой подписи".

Ряд развитых стран, в частности США, Канада, ФРГ и другие европейские страны, тоже приняли соответствующие законодательные акты. Европейским Союзом в июне 1999 г. принята Директива "Об общих условиях использования электронных подписей".

Проект Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" развивает основы широкого использования современных информационно - телекоммуникационных технологий. Он развивает нормы статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что использование электронной цифровой подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Проект Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" разработан Минсвязи России совместно с ФАПСИ, Гостехкомиссией России, Минюстом России, ФКЦБ России, Госстандартом России с участием Банка России в соответствии с Планом подготовки проектов федеральных законов на 2000 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2000 г. N 1549-р.

2. Общая характеристика и основные положения законопроекта

Законопроект определяет условия использования ЭЦП в электронных документах органами государственной власти и государственными организациями, а также юридическими и физическими лицами.

В проекте Закона устанавливаются права и обязанности обладателя электронной цифровой подписи. Определены требования к сертификату ключа подписи, выдаваемому удостоверяющим центром для обеспечения возможности подтверждения подлинности ЭЦП. Устанавливается состав сведений, содержащихся в сертификате ключа подписи, срок и порядок его хранения, а также порядок ведения реестров сертификатов.

В законопроекте устанавливаются правовой статус удостоверяющих центров, их функции. Определяются отношения этих центров с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который ведет единый государственный реестр сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров.

Затраты федеральных органов исполнительной власти по внедрению и использованию ЭЦП будут осуществляться в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных для их деятельности.

Вопросы технического обеспечения предполагается решить в рамках Федеральной целевой программы создания и развития информационно - телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти на 2001 - 2007 гг., принятой Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2000 г. N 835-63.

Таким образом, дополнительного финансирования из федерального бюджета для реализации положений данного Федерального закона не требуется.

Законопроект устанавливает, что удостоверяющим центром для информационных систем общего пользования может быть коммерческая организация. В корпоративной информационной системе по соглашению участников системы функции удостоверяющего центра могут выполняться одним из участников.

Законопроект исходит из того, что деятельность удостоверяющего центра по выдаче сертификатов ключей подписи в информационных системах общего пользования подлежит лицензированию. При оформлении лицензии организация, претендующая на ее получение, должна представить обоснование своей способности нести гражданскую ответственность в размере, не менее чем в 1000 раз превышающем максимальный предел цены сделки, который данный центр может указывать в сертификате ключа подписи.

Законопроектом предусматривается защита прав лиц, использующих ЭЦП в процессах электронного обмена документами, и условия приостановления действия и (или) аннулирования сертификата ключа подписи.

Представленный законопроект содержит 5 глав, 21 статью.

В первой главе (3 статьи) определяется цель и сфера применения Закона и приводится перечень понятий, используемых в Законе.

Во второй главе (4 статьи) определены условия, выполнение которых необходимо для юридической равнозначности ЭЦП собственноручной подписи человека в документе на бумажном носителе. Установлены требования к средствам ЭЦП при использовании электронной цифровой подписи в информационных системах общего пользования, в корпоративных информационных системах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Установлены порядок выдачи удостоверяющим центром сертификата ключа подписи пользователям, внесения его в реестр сертификатов, а также срок и порядок хранения сертификата.

Третья глава (8 статей) содержит нормы, определяющие особенности правового статуса удостоверяющих центров, отношения удостоверяющих центров с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обязанности удостоверяющего центра по отношению к обладателю ЭЦП, обязанности обладателя ЭЦП, условия приостановления действия и (или) аннулирования сертификата ключа подписи, порядок прекращения деятельности удостоверяющего центра.

В четвертой главе (4 статьи) содержатся нормы, определяющие порядок использования ЭЦП в сфере государственного управления и в корпоративных информационных системах, а также условия признания иностранных сертификатов ключей подписи.

В пятой главе (2 статьи) говорится о приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законопроектом и содержатся переходные положения.

ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ"

1. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР

В статью 63 Гражданского процессуального кодекса РСФСР внести дополнение о допущении представления в качестве письменного доказательства электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Абзац второй пункта 1 статьи 52 "Понятие и виды доказательств" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:

"Эти сведения устанавливаются: документами, в том числе в письменной форме (письменными доказательствами), в электронной форме, если подписаны электронной цифровой подписью; вещественными доказательствами; заключениями экспертов; показаниями свидетелей; объяснениями лиц, участвующих в деле".

3. Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР

В часть 1 статьи 88 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР внести дополнение об отнесении к письменному доказательству электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

4. Таможенный кодекс Российской Федерации

В статью 329 "Письменные доказательства" Таможенного кодекса Российской Федерации внести дополнение о допущении представления в качестве письменного доказательства электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

5. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" дополнить видом деятельности по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев сертификатов ключей электронных цифровых подписей, оказанию услуг по изготовлению ключей электронной цифровой подписи, подтверждению деятельности электронной цифровой подписи.

6. Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. N 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации"

В пункте 2 исключить слова "включая криптографические средства обеспечения подлинности информации (электронная подпись)".

7. Постановление Правительства Российской Федерации о лицензировании деятельности, связанной с сертификатами ключей электронных цифровых подписей

Принять постановление, утверждающее положение, в котором определяется порядок лицензирования деятельности, связанной с сертификатами ключей электронных цифровых подписей.

8. Постановление Правительства Российской Федерации о сертификации средств электронной цифровой подписи

Принять постановление, утверждающее положение о сертификации средств электронной цифровой подписи.

9. Нормативный акт, утверждающий положение об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, определяющее его функции при использовании электронной цифровой подписи в процессах обмена электронными документами.