Утверждено
решением Правления
Государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов"
от 15 ноября 2012 г. (Протокол N 93)

ПОРЯДОК
ЗАКЛЮЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОГОВОРОВ В ХОДЕ КОНКУРСНОГО
ПРОИЗВОДСТВА (ЛИКВИДАЦИИ)

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок регулирует осуществление подготовки, визирования, подписания, регистрации, расторжения, хранения и изъятия гражданско-правовых договоров и соглашений (далее - договоры), а также документов, подтверждающих их исполнение, заключаемых, изменяемых и (или) расторгаемых конкурсным управляющим (ликвидатором) от имени ликвидируемой кредитной организации (далее - Банк) в ходе конкурсного производства (ликвидации) в случае назначения Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) конкурсным управляющим (ликвидатором).

1.2. Подготовка, визирование, подписание, регистрация, исполнение, расторжение, хранение и изъятие договоров в Банке осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также внутренними регулятивными документами и решениями органов управления Агентства.

1.3. Действие настоящего Порядка не распространяется на договоры, заключаемые между Банком и Агентством, а также между Банком и Центральным банком Российской Федерации.

Подготовка, визирование, подписание, регистрация, исполнение, расторжение, хранение и изъятие договоров, заключаемых между Банком и Агентством, регулируется Положением о порядке заключения договоров Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов", утвержденным решением Правления Агентства от 22.03.2012 (протокол N 21), и другими внутренними регулятивными документами Агентства.

1.4. Организационное обеспечение подготовки проектов договоров, их подписание, заключение, сопровождение и расторжение, хранение договоров, а также контроль за их исполнением возлагаются на представителя конкурсного управляющего (ликвидатора) Банка (далее - Представитель), если иное не предусмотрено настоящим Порядком.

1.5. Подготовка, визирование, подписание, регистрация, исполнение, сопровождение, расторжение, хранение и изъятие дополнительных соглашений к договорам, а также соглашений о расторжении договоров осуществляются в порядке, установленном для соответствующих договоров, если иное не предусмотрено настоящим Порядком.

II. Принятие решения о заключении договора

2.1. Договоры, за исключением указанных в пункте 2.2 Порядка, заключаются на основании решения Представителя, если их цена на момент заключения не превышает лимит, предусмотренный доверенностью Представителя.

Договор, цена которого превышает указанный лимит, заключается по согласованию с заместителем Генерального директора Агентства, курирующим структурное подразделение, в компетенцию которого входит предмет договора.

2.2. Вопросы о заключении договоров на оказание услуг со специализированными организациями, о заключении с участниками/акционерами Банка договора о распределении между ними имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, а также договоров (дополнительных соглашений), связанных с изменением условий кредитования, в том числе обеспечительных договоров (если сумма ссудной задолженности превышает один миллион рублей), подлежат вынесению на рассмотрение Комиссии по оперативным вопросам конкурсного производства (ликвидации) (далее - Комиссия), в порядке, предусмотренном Положением о Комиссии по оперативным вопросам конкурсного производства (ликвидации), утвержденным решением Правления Агентства от 13 апреля 2005 г. (протокол N 26), и иными регулятивными документами Агентства.

Решение о заключении указанных договоров (дополнительных соглашений) принимается заместителем Генерального директора, курирующим структурное подразделение Агентства, к компетенции которого относится данный вопрос, или лицом, его замещающим, с учетом рекомендаций Комиссии.

Решение Комиссии и заместителя Генерального директора Агентства о заключении дополнительного соглашения к договору на оказание услуг со специализированными организациями не требуется, если им не предусматривается увеличение цены договора.

2.3. После рассмотрения вопроса о заключении договора (дополнительного соглашения) по решению Комиссии Представитель выносит данный вопрос на рассмотрение собрания (комитета) кредиторов Банка.

Если собранием (комитетом) кредиторов Банка отклонено решение о заключении договора (дополнительного соглашения) или принято решение о заключении договора (дополнительного соглашения) на иных условиях, Представитель согласовывает этот вопрос с Комиссией.

В случае несогласия с принятым собранием (комитетом) кредиторов Банка решением Представитель по согласованию с Комиссией заключает договор (дополнительное соглашение), решение о заключении которого принято ранее Комиссией.

III. Порядок подготовки, визирования, подписания, хранения,
изъятия и расторжения договоров

3.1. Проект договора разрабатывается Представителем или структурными подразделениями Агентства, на которых в соответствии с настоящим Порядком возлагается ответственность за подготовку договора, в случае, если типовая форма договора не предусмотрена настоящим Порядком.

Перечень типовых договоров с указанием ответственных за их согласование подразделений Агентства и типовые формы договоров приведены в Приложениях 1 - 19.

3.2. Текст договора должен содержать предмет договора, его существенные условия, права и обязанности сторон, цену договора, порядок расчетов, ответственность сторон за нарушение условий договора, порядок разрешения споров и расторжения договора, срок действия, реквизиты и расчетные счета сторон и иные положения, вытекающие из существа складывающихся правоотношений.

3.3. В договоре, содержащем информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну, должны быть предусмотрены обязательства сторон о нераспространении указанной информации, а также ответственность за ее неправомерное разглашение.

3.4. Проекты договоров визируются работниками, ответственными за их подготовку, проведение правовой экспертизы (в случаях, предусмотренных настоящим Порядком), а также руководителями подразделений и организаций, в подчинении которых находятся данные работники.

3.5. Проект договора, подготовка которого в соответствии с настоящим Порядком возлагается на структурное подразделение Агентства, визируется в указанном структурном подразделении и передается Представителю.

3.6. Проект договора, составленного не по типовой форме, передается Представителем работнику Банка, осуществляющему юридическое сопровождение ликвидационных процедур, или специализированной организации, привлеченной для оказания юридических услуг Банку, а в случае их отсутствия - Юридическому управлению Агентства для проведения правовой экспертизы на предмет соответствия проекта действующему законодательству и визирования.

Вместе с проектом договора передаются все сопутствующие ему документы, в том числе предусмотренные законодательством Российской Федерации правоустанавливающие документы контрагента:

- для юридического лица: копии учредительного документа юридического лица (устав, учредительный договор, общее положение об организации данного типа), выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, лицензии;

- для индивидуального предпринимателя: копии паспорта, выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, лицензии;

- для физического лица: копии паспорта физического лица, свидетельства о присвоении ИНН (индивидуального номера налогоплательщика) (при наличии), свидетельства государственного пенсионного страхования;

- документы, подтверждающие полномочия лица, подписывающего договор со стороны контрагента.

Проект договора, составленного по типовой форме, правовую экспертизу не проходит.

3.7. Проект договора может быть направлен на согласование контрагенту только после его визирования и проведения правовой экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Порядком.

В случае внесения контрагентом каких-либо изменений в проект договора, он подлежит повторному визированию в порядке, предусмотренном пунктами 3.4, 3.6 настоящего Порядка.

3.8. Проект договора готовится в количестве экземпляров, равном числу сторон договора. В случае нотариального удостоверения договора и (или) его регистрации (представления) в уполномоченных органах готовится дополнительное количество экземпляров.

Все экземпляры договора вместе с приложениями прошиваются Представителем. На обороте последнего листа каждого экземпляра договора в месте сшивания наклеивается бирка с указанием количества листов по форме: "Пронумеровано и прошито _______ л.". Бирка утверждается расшифрованной подписью Представителя или уполномоченного им лица и скрепляется печатью Банка.

3.9. Договоры и приложения к ним подписываются Представителем или иным уполномоченным лицом и удостоверяются печатью Банка.

3.10. После заключения договора Представитель обеспечивает передачу его на регистрацию.

3.11. Регистрацию договоров осуществляет Единая служба документационного обеспечения ликвидируемых кредитных организаций.

При регистрации каждому договору присваивается порядковый регистрационный номер.

В случае проставления номера контрагентом по договору самостоятельный порядковый регистрационный номер проставляется после номера контрагента.

Датой регистрации договора является дата, проставляемая последней подписывающей стороной. По решению Представителя датой регистрации договора может быть принята дата, уже проставленная Банком или контрагентом по договору.

3.12. Внесение любых изменений и дополнений в договор, в том числе изменение реквизитов сторон для перечисления денежных средств, оформляется дополнительным соглашением к договору.

3.13. Сопровождение договора после его заключения обеспечивает Представитель, а в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, иные лица.

В этих целях лица, обеспечивающие сопровождение договора:

а) осуществляют взаимодействие с контрагентом по договору по вопросам его исполнения;

б) обеспечивают контроль за соблюдением сроков и иных условий исполнения обязательств по договору;

в) обеспечивают подготовку документов, необходимых для проведения расчетов по договору;

г) принимают иные меры по обеспечению надлежащего исполнения договора.

3.14. Экземпляр договора с визами лиц, ответственных за его подготовку и согласование, а также сопутствующие ему документы, хранятся у ответственного лица в соответствии с порядком, установленным внутренними регулятивными документами Агентства для хранения документации в ходе ликвидационных процедур.

3.15. Изъятие (выемка) договоров и (или) сопутствующих им документов уполномоченными государственными органами может производиться на основании мотивированных постановлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При изъятии (выемке) договоров и (или) сопутствующих им документов присутствует Представитель либо уполномоченное им лицо.

Уполномоченный представитель Банка с разрешения представителей государственного органа, производящего изъятие документов, снимает с них копии с указанием даты изъятия (выемки).

При изъятии договоров и (или) сопутствующих им документов составляется акт либо протокол об изъятии (выемке) документов, подписываемый представителем государственного органа, производящего изъятие (выемку), и Представителем.

На место изъятого договора и (или) сопутствующих ему документов помещаются копии изъятого договора (документа) (при их наличии) и акт об изъятии (выемке).

3.16. Договор расторгается по соглашению сторон, путем одностороннего отказа от его исполнения в случаях и порядке, предусмотренных законом или договором, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. Решение о расторжении договора со стороны Банка принимает Представитель, если иное не установлено настоящим Порядком.

IV. Особенности порядка подготовки,
визирования и сопровождения договоров, обеспечивающих
функционирование Банка

4.1. Для целей настоящего Порядка к договорам, обеспечивающим функционирование Банка, относятся договоры аренды, хозяйственные договоры, договоры на производство работ (оказание услуг), в т.ч. договоры, связанные с эксплуатацией и коммунальным обслуживанием помещения Банка, договоры на оказание услуг, заключаемые с привлеченными специализированными организациями, договоры на оказание транспортных услуг, договоры на производство погрузочно-разгрузочных работ, договоры на оказание услуг связи, договоры ответственного хранения имущества Банка.

4.2. Представитель не позднее одного месяца со дня введения в отношении Банка конкурсного производства (процедуры ликвидации) составляет реестр действующих договоров, обеспечивающих функционирование Банка, и дополнительных соглашений к ним (далее - Реестр). При необходимости указанный срок может быть продлен по согласованию с директором Департамента ликвидации банков (далее - ДЛБ).

Реестр составляется на дату введения в отношении Банка конкурсного производства (процедуры ликвидации) путем внесения соответствующей информации в Подсистему сметного планирования текущих расходов на проведение конкурсного производства (ликвидации) банков системы обработки отчетности ликвидируемых банков (далее - Подсистема) и ведется до окончания конкурсного производства (процедуры ликвидации) с внесением в Подсистему вновь заключаемых и выявленных в ходе ликвидационных процедур Представителем договоров.

Представитель вправе назначить лицо, ответственное за составление и ведение Реестра. В этом случае Представитель направляет заявку в ДЛБ о предоставлении доступа указанному лицу к Подсистеме.

4.3. Для подготовки проектов договоров, обеспечивающих функционирование Банка, используются следующие типовые формы договоров:

- Договор аренды недвижимого имущества, заключаемого Банком - арендодателем (Приложение 1);

- Договор аренды основных средств (движимого имущества) (Приложение 2);

- Договор аренды недвижимого имущества, заключаемого Банком - арендатором (Приложение 3);

- Договор ответственного хранения имущества (Приложение 4);

- Договор о передаче документов на хранение (Приложение 5);

- Договор на транспортное обслуживание и погрузо-разгрузочные услуги (Приложение 6);

- Договор на проведение работ по научно-технической обработке документов (Приложение 7);

- Договор на ведение бухгалтерского учета и сопровождение ведения реестра требований кредиторов (Приложение 8);

- Договор на ведение бухгалтерского учета (Приложение 9);

- Договор на проведение оценки (Приложение 10);

- Договор возмездного оказания услуг со специализированной организацией для оказания услуг, связанных с установлением и подтверждением прав Банка на ценные бумаги (Приложение 11).

4.4. Проекты договоров, связанных с хранением имущества или документов, договоров на транспортное обслуживание и погрузо-разгрузочные услуги, на проведение работ по научно-технической обработке документов, на ведение бухгалтерского учета (Приложения 4 - 9), составленных по типовой форме, визируются ДЛБ.

При необходимости использования не типовой формы проекты указанных договоров разрабатываются и визируются ДЛБ.

4.5. Проекты договоров аренды, договоров на проведение оценки имущества, договора возмездного оказания услуг со специализированной организацией для оказания услуг, связанных с установлением и подтверждением прав Банка на ценные бумаги (Приложения 1 - 3, 10, 11), составленных по типовой форме, визируются Департаментом управления активами (далее - ДУА).

При необходимости использования не типовой формы проекты указанных договоров разрабатываются и визируются ДУА.

4.6. Управление бухгалтерского учета и отчетности Агентства (далее - УБУиО), привлеченная специализированная организация, работник Банка, осуществляющие бухгалтерский учет и контроль за платежами Банка, обеспечивают подготовку документов, необходимых для расчетов по договору, а также осуществляют сверку реквизитов, указанных в первичных документах, с данными, указанными в договоре или дополнительном соглашении к нему.

Представитель обеспечивает контроль за соблюдением сроков и иных условий исполнения обязательств по договору.

4.7. В случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями договоров, их исполнение должно подтверждаться отчетными документами.

4.8. Отчетными документами, подтверждающими исполнение (частичное исполнение) договоров, обеспечивающих функционирование Банка, являются акты приема-передачи имущества (товаров), акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), а также, при наличии соответствующих условий в договоре, отчеты о выполненных работах (оказанных услугах) и прилагаемые к ним документы, в том числе письменные заключения.

Ответственным за подготовку отчетных документов является Представитель.

4.9. В акте, подтверждающем выполнение работ (оказание услуг), указываются дата и номер договора, дата подписания акта, дается краткая характеристика выполненных работ (оказанных услуг) и их соответствие либо несоответствие условиям договора, а также отражается стоимость выполненных работ (оказанных услуг) и период времени, в течение которого выполнялись работы (были оказаны услуги).

Стоимость выполненных работ (оказанных услуг) указывается отдельной строкой с учетом налоговых платежей. В случаях, когда операции по реализации товаров, работ, услуг не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в акте делается ссылка на соответствующую правовую норму.

4.10. Акты, подтверждающие исполнение (частичное исполнение) договоров, подписываются Представителем.

4.11. Отчеты исполнителей о выполненных работах (оказанных услугах) и сопровождающие их документы должны содержать наименование и другие индивидуальные признаки контрагента, позволяющие определить представленные документы как исходящие от контрагента. Содержание отчета должно отвечать целям и предмету договора.

4.12. Подписанные акты передаются Представителем в УБУиО, привлеченную специализированную организацию, работнику Банка, осуществляющим бухгалтерский учет в Банке, и хранятся в документах дня.

4.13. Акты и отчеты, а также сопровождающие их документы о выполненных работах (оказанных услугах) хранятся вместе с оригиналами договоров, за исключением отчета независимого оценщика, который может храниться у Представителя.

V. Особенности порядка подготовки, визирования,
сопровождения и расторжения договоров, заключаемых в ходе
реализации имущества

5.1. Порядок заключения договоров в ходе реализации имущества установлен Порядком реализации имущества ликвидируемых кредитных организаций, утвержденным решением Правления Агентства от 3 ноября 2010 г. (протокол N 86).

5.2. Для подготовки проектов договоров, заключаемых в ходе реализации имущества, используются следующие типовые формы договоров:

- Договор о предоставлении доступа к информационным и технологическим ресурсам Электронной торговой площадки и обеспечении проведения торгов (Приложение 12);

- Договор купли-продажи объекта недвижимого имущества (Приложение 13);

- Договор купли-продажи ценных бумаг (Приложение 14);

- Договор уступки прав требования (цессии) (Приложение 15);

- Договор купли-продажи транспортного средства (Приложение 16);

- Договор купли-продажи имущества (Приложение 17);

- Договор о внесении задатка (Приложение 18).

5.3. Проекты составленных по типовой форме договоров, заключаемых в ходе реализации имущества, визируются ДУА.

При необходимости использования не типовой формы проект договора разрабатывается и визируется ДУА.

5.4. Проекты договоров купли-продажи имущества (Приложения 13, 14, 16, 17), договора уступки прав требования (цессии) и договора о внесении задатка, которые размещаются на электронной площадке до начала торгов, проходят правовую экспертизу (в случаях, предусмотренных настоящим Порядком) без проверки правоустанавливающих документов контрагента.

5.5. Ответственным за заключение и сопровождение договоров является:

- ДУА - договоров с оператором электронной площадки или организатором торгов;

- Представитель - иных договоров, заключаемых в ходе реализации имущества.

5.6. Ответственным за передачу имущества в соответствии с договорами купли-продажи имущества (Приложения 13, 14, 16, 17) и договором уступки прав требования (цессии) является Представитель.

5.7. К порядку подготовки, согласования, подписания, регистрации и хранения договоров, заключаемых в электронной форме при проведении торгов в электронной форме (далее - договоры в электронной форме), применяются правила настоящего Порядка.

5.8. Договор в электронной форме и сопутствующие ему документы подписываются от имени Банка работником ДУА в соответствии с выданной ему доверенностью.

Распечатанный договор передается работником ДУА Представителю в день его подписания.

Получение сертификата ключа электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) у оператора электронной площадки осуществляет работник ДУА в соответствии с договором о предоставлении ЭЦП.

5.9. В случае реализации имущества, требующего снятия существующих ограничений и обременений, а также его перерегистрации, Представитель назначает ответственное лицо и выдает ему соответствующую доверенность.

5.10. Договоры, заключаемые в ходе реализации имущества, хранятся у Представителя.

5.11. В случае расторжения договора купли-продажи имущества возврат уплаченных денежных средств покупателю осуществляется после заключения дополнительного соглашения к договору на основании распоряжения Представителя о перечислении денежных средств.

VI. Особенности порядка подготовки, визирования
и сопровождения кредитных договоров и договоров,
обеспечивающих исполнение обязательств

6.1. На основании поручения Представителя ДУА готовит и выносит на рассмотрение Комиссии материалы по вопросам заключения договоров и дополнительных соглашений к кредитным договорам, связанных с изменением условий кредитования (в том числе договоров залога и дополнительных соглашений к ним, иных договоров, связанных с обеспечением исполнения обязательств по кредитным договорам), договоров о реструктуризации задолженности и мировых соглашений с должниками Банка (далее - договоры, связанные с изменением условий кредитования).

6.2. Договоры, связанные с изменением условий кредитования, разрабатываются и визируются ДУА.

6.3. Вместе с проектом разработанного ДУА договора, связанного с изменением условий кредитования, Представителем для проведения правовой экспертизы передаются копии протоколов (выписки из протоколов) заседания Комиссии и (при наличии) собрания (комитета) кредиторов Банка.

6.4. Для осуществления взаимодействия с контрагентами по договору, связанному с изменением условий кредитования, Представитель передает их копии или по акту приема-передачи оригиналы работнику Банка, привлеченной специализированной организации, обеспечивающим работу с активами в Банке.

6.5. Лица, обеспечивающие работу с активами в Банке, осуществляют сопровождение договоров, связанных с изменением условий кредитования.

6.6. Представитель путем привлечения работников Банка, специализированных организаций или Юридического управления Агентства обеспечивает правовую поддержку для заключения в судах мировых соглашений.

6.7. В целях осуществления претензионно-исковой работы по договорам, связанным с изменением условий кредитования, Представитель передает их копии или по акту приема-передачи оригиналы лицу, обеспечивающему правовое сопровождение ликвидационных процедур в Банке.

VII. Особенности порядка подготовки, визирования,
сопровождения, хранения и расторжения трудовых договоров

7.1. В период конкурсного производства (ликвидации) Представитель изменяет и расторгает трудовые договоры, заключает срочные трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством, иными актами, содержащими нормы трудового права, и законодательством о несостоятельности (банкротстве) Российской Федерации.

7.2. Лицо, ответственное за организацию кадровой работы в Банке, не позднее двух месяцев со дня введения в отношении Банка конкурсного производства (процедуры ликвидации) составляет и ведет реестр действующих трудовых договоров.

Реестр трудовых договоров составляется на дату введения в отношении Банка конкурсного производства (процедуры ликвидации) с внесением вновь заключаемых Представителем трудовых договоров.

7.3. Проекты трудовых договоров разрабатываются и визируются ДЛБ и передаются Представителю.

7.4. Обязательными условиями трудового договора являются место работы, трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работнику работы), дата начала работы и срок действия срочного трудового договора, условия оплаты труда работника, указание на заключение договора в связи с введением в отношении Банка процедуры конкурсного производства (ликвидации).

7.5. После заключения трудового договора Представитель передает его по акту приема-передачи лицу, ответственному за организацию кадровой работы в Банке.

7.6. Лицо, ответственное за организацию кадровой работы в Банке, обеспечивает сопровождение трудовых договоров и их хранение.

Трудовые договоры хранятся в документах по личному составу Банка.

7.7. Расторжение трудового договора осуществляется на основании приказа Представителя.

Подготовка проекта приказа о расторжении трудового договора осуществляется лицом, ответственным за организацию кадровой работы в Банке, на основании поручения Представителя.

После подписания приказа о расторжении трудового договора Представитель передает его лицу, ответственному за организацию кадровой работы в Банке, для исполнения (ознакомления работника с приказом, внесения записи о прекращении трудового договора в трудовую книжку увольняемого работника).

Копия приказа о расторжении трудового договора направляется Представителем в УБУиО, привлеченную специализированную организацию, работнику Банка, осуществляющие бухгалтерский учет в Банке, для осуществления расчетов.

Приказы о расторжении трудовых договоров хранятся в документах по личному составу Банка.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области