Приложение N 25
к протоколу заседания
Межведомственной рабочей группы
по разработке и реализации
Национальной технологической инициативы
при Правительственной комиссии
по модернизации экономики
и инновационному развитию России
от 14 сентября 2018 г. N 1

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
ПО ПРОЕКТАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
В ЦЕЛЯХ ОТБОРА

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок проведения экспертизы и формирования заключений по проектам Национальной технологической инициативы в целях отбора (далее - Порядок) разработан на основании подпункта а) пункта 9(1) Положения о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 317 <1> (далее - Положение об отборе).

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 (ред. от 03.04.2018)//опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 10.04.2018.

2. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения экспертизы и формирования заключений по проектам Национальной технологической инициативы в целях отбора следующими участниками:

а) проектным офисом Национальной технологической инициативы (далее - Проектный офис);

б) рабочими группами по разработке и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы (далее соответственно - рабочие группы, дорожные карты);

в) проектным комитетом Национальной технологической инициативы (далее - Проектный комитет НТИ);

г) Экспертным советом НТИ;

д) ответственными федеральными органами исполнительной власти;

Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки России);

е) Межведомственной рабочей группой при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - МРГ);

ж) обществом с ограниченной ответственностью "ВЭБ Инновации" (далее - общество "ВЭБ Инновации");

з) автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - АНО "АСИ");

и) экспертными организациями.

3. Ведение реестра проектов НТИ в целях реализации дорожных карт НТИ осуществляется Проектным офисом. Проект включается Проектным офисом в реестр проектов НТИ в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения Проектным комитетом НТИ, предусмотренного пунктом 14 настоящего Порядка.

4. Перечень заключений по проекту, которые необходимо получить от участников, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, зависит от типа проекта НТИ и приведен в Приложении 1 к настоящему Порядку.

5. Перечень сведений, содержащихся в заключениях участников, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, приведен в Приложении 2 к настоящему Порядку.

6. Проектный офис организует ведение архива документов по реализации проектов и дорожных карт НТИ в соответствии с требованиями действующего законодательства.

7. Взаимодействие по рабочим вопросам между участниками проведения экспертизы и формирования заключений по проектам Национальной технологической инициативы в целях отбора и обмен документами проводятся по электронным каналам связи (выделенным адресам электронной почты), кроме случаев обмена документами, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317, которые предоставляются в форме бумажных документов.

II. Рассмотрение описания проекта
и обосновывающих материалов

8. Описание проекта по форме, установленной Методическими указаниями по описанию проектов Национальной технологической инициативы, с приложением обосновывающих материалов, предусмотренных пунктом 5 Положения об отборе, направляются заявителем в рабочую группу, соответствующую тематике проекта.

9. Проектный офис осуществляет методическую поддержку разработки описания проектов НТИ в соответствии с Методическими указаниям по описанию проектов НТИ, одобренными МРГ. Заявитель проекта вправе обратиться в Проектный офис для получения организационно-технической, методической и экспертной поддержки для подготовки описания проекта и обосновывающих материалов к нему в целях их дальнейшего направления в рабочую группу.

10. Соответствующая тематике проекта рабочая группа рассматривает описание проекта и обосновывающие материалы к нему и принимает одно из следующих решений:

а) о дальнейшей доработке проекта;

б) о нецелесообразности поддержки реализации проекта;

в) о возможности реализации проекта и направлении его в Проектный комитет НТИ.

11. Решения рабочих групп оформляются протоколом заседания рабочей группы и заключением рабочей группы, утверждаемым протоколом. Протокол заседания рабочей группы подписывается всеми соруководителями рабочей группы.

12. В случае если соруководителем рабочей группы является руководитель (заместитель руководителя) ответственного федерального органа исполнительной власти, на проект НТИ, по которому принято решение о возможности реализации, ответственным федеральным органом исполнительной власти оформляется заключение, содержащее следующие сведения:

а) соответствие проекта НТИ приоритетам и задачам государственной политики;

б) целесообразность реализации мероприятий в рамках проекта НТИ, предполагающих внесение изменений в нормативные правовые акты в интересах реализации соответствующих дорожных карт;

в) информация о наличии в составе проекта НТИ мероприятий, совпадающих по содержанию, срокам реализации, форме поддержки, виду расходов или составу исполнителей с мероприятиями, предусмотренными государственными программами Российской Федерации;

г) информация о поддержке за счет иных инструментов поддержки мероприятий, аналогичных предлагаемым к реализации в рамках проекта НТИ;

д) обоснованность объемов запрашиваемой поддержки проектов НТИ;

е) обоснованность определения конкретных физических и (или) юридических лиц получателями поддержки реализации проекта НТИ.

13. В срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня принятия рабочей группой решения о направлении проекта в Проектный комитет НТИ, проект рассматривается при участии соответствующей рабочей группы на заседании Проектного комитета НТИ на соответствие требованиям подпунктов "а", "б", "г" и "д" пункта 4 Положения об отборе.

14. В случае соответствия проекта требованиям, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, Проектным комитетом НТИ принимается решение о направлении проекта в Проектный офис в целях экспертизы и отбора, в том числе определяется экспертная(ые) организация(и), которая(ые) проводит(ят) экспертизу проекта в соответствии с разделом III настоящего Порядка.

15. В случае несоответствия проекта вышеуказанным требованиям Проектным комитетом НТИ принимается иное решение в соответствии с Положением о проектном комитете.

16. Решения Проектного комитета НТИ, предусмотренные пунктами 14 и 15 настоящего Порядка, оформляются протоколами заседания Проектного комитета НТИ. Протокол заседания Проектного комитета НТИ подписывается ответственным секретарем Проектного комитета НТИ.

17. На заседании Проектного комитета НТИ дополнительно к материалам о проекте, предусмотренным пунктом 8 настоящего Порядка, могут быть рассмотрены презентация и модель проекта, иные презентационные материалы, раскрывающие описание проекта.

III. Рассмотрение проектов Проектным офисом
и экспертиза проектов

18. В срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня принятия решения о признании проекта НТИ готовым к реализации и направлении его в Проектный офис в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка, один из соруководителей рабочей группы направляет в Проектный офис сопроводительное письмо с приложением описания проекта, подписанного всеми соруководителями рабочей группы, обосновывающих материалов, протокола заседания рабочей группы, которым оформлено указанное решение, и заключения ответственного федерального органа исполнительной власти в случае, установленном пунктом 12 настоящего Порядка.

19. Проектный офис в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения проекта НТИ в соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка, осуществляет проверку оформления и комплектности полученных документов и материалов, а также правильности заполнения описания проекта и принимает одно из следующих решений:

а) об организации проведения экспертизы проекта НТИ;

б) о направлении проекта НТИ в рабочую группу на доработку.

20. Проектный офис не позднее дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного подпунктом а) пункта 19 настоящего Порядка, приступает к подготовке собственного заключения на проект, а также направляет проект НТИ для подготовки заключений следующим участникам:

а) Министерству науки и высшего образования Российской Федерации;

б) обществу "ВЭБ Инновации" (в случае, если проектом НТИ предусматривается запуск и (или) масштабирование инновационных производств и требуемый объем поддержки проекта НТИ превышает 500 млн рублей);

в) ответственному федеральному органу исполнительной власти (за исключением случаев, когда руководитель (заместитель руководителя) федерального органа исполнительной власти является руководителем (соруководителем) рабочей группы);

г) АНО "АСИ";

д) экспертным организациям, включая АНО "АСИ", определенным в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка.

Маршруты экспертизы в целях отбора проектов НТИ разных типов приведены в Приложении 1 к настоящему Порядку.

21. Участники, указанные в пункте 20 настоящего порядка, готовят заключения, содержащие сведения, указанные в Приложении 2 к настоящему Порядку, и направляют подготовленные заключения в Проектный офис в сроки, не превышающие 20 дней со дня получения проекта НТИ от Проектного офиса.

22. Результатом экспертизы проектов НТИ обществом "ВЭБ Инновации" в случаях, указанных в Приложении 1 к настоящему Порядку, является заключение о возможности финансирования проекта НТИ государственной корпорацией "Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк) и (или) иным юридическим лицом, входящим в группу компаний Внешэкономбанка, по форме, определяемой внутренними нормативными документами Внешэкономбанка и (или) иных юридических лиц, входящих в группу компаний Внешэкономбанка, утвержденными в том числе в соответствии с требованиями Меморандума о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2018 г. N 1510-р (далее - Меморандум), содержащее:

а) сведения, принятые во внимание;

б) оценку соответствия предлагаемых в рамках проекта НТИ технологий (продуктов, услуг) складывающимся глобальным технологическим трендам, а также перспективы коммерциализации результатов проекта НТИ;

в) достижимость целей, задач, ожидаемых результатов и целевых показателей проекта НТИ;

г) обоснованность ожидаемых социально-экономических эффектов от реализации проекта НТИ в среднесрочном и долгосрочном периодах;

д) оценку финансово-экономических характеристик проекта НТИ, возможность его финансирования на возвратной основе, обоснованность запланированных затрат на реализацию проекта НТИ;

е) оценку потенциальных рисков реализации проекта НТИ и механизмов их минимизации;

ж) оценку соответствия проекта НТИ основным направлениям и отраслевым приоритетам инвестиционной деятельности Внешэкономбанка и юридических лиц, входящих в группу компаний Внешэкономбанка;

з) оценку соответствия проекта НТИ требованиям юридических лиц, входящих в группу компаний Внешэкономбанка, по сроку окупаемости;

и) оценку соответствия проекта НТИ требованиям, установленным в соответствующем юридическом лице, входящем в группу компаний Внешэкономбанка, для предоставления финансирования.

Заключение о возможности финансирования проекта НТИ не является обязательством группы компаний Внешэкономбанка осуществить финансирование проекта НТИ по итогам его рассмотрения на заседании МРГ.

В случае необходимости доработки проекта НТИ общество "ВЭБ Инновации" формирует отрицательное заключение о возможности финансирования проекта НТИ с указанием перечня доработок в своем заключении.

Общество "ВЭБ Инновации" обеспечивает проведение экспертизы доработанного проекта НТИ в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня получения доработанных материалов от Проектного офиса.

23. Результатом экспертизы проектов АНО "АСИ" является заключение о ценности проекта для НТИ (соответствие проекта пунктам 1, 2.1 и 6 Приложения 2) либо заключение АНО "АСИ" как экспертной организации в случаях, указанных в Приложении 1 к настоящему Порядку.

24. После получения необходимых заключений по итогам проведения экспертизы проекта НТИ Проектный офис в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных документов принимает одно из следующих решений:

а) о направлении проекта НТИ для рассмотрения в МРГ;

б) о необходимости доработки проекта НТИ;

в) о нецелесообразности поддержки реализации проекта НТИ.

Решения Проектного офиса, предусмотренные настоящим пунктом, оформляются протоколами заседания Проектного комитета НТИ. Протоколы заседания Проектного комитета НТИ подписываются ответственным секретарем Проектного комитета НТИ и не менее чем одним из сопредседателей Проектного комитета НТИ.

25. В случае принятия решения, указанного в подпункте б) пункта 24 настоящего Порядка, Проектный офис не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, направляет проект НТИ в рабочую группу, принявшую решение о возможности реализации проекта в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, на доработку.

Допускается исправление рабочей группой неточностей, описок и опечаток в описании проекта в соответствии с заключениями по итогам проведения экспертизы проекта НТИ без проведения повторной экспертизы проекта НТИ. Уточненное описание проекта подписывается всеми соруководителями рабочей группы.

IV. Рассмотрение проектов Экспертным советом НТИ и МРГ

26. В случае принятия решения, указанного в подпункте а) пункта 24 настоящего Порядка, Проектный офис не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, направляет проект НТИ с приложением полученных заключений на проект и сведений о предельном объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству науки и высшего образования Российской Федерации на реализацию проектов НТИ, для рассмотрения в Экспертный совет НТИ и в МРГ.

27. Экспертный совет НТИ в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней после получения уведомления от Проектного офиса НТИ организует ознакомление членов Экспертного совета НТИ с экспертными заключениями, проводит заседание Экспертного совета НТИ, организует формирование и согласование протокола заседания, содержащего заключение Экспертного совета НТИ, загружает утвержденный протокол заседания Экспертного совета НТИ в папку заседаний Экспертного совета НТИ в хранилище, информирует об этом Проектный офис НТИ, при необходимости формирует доклад для заседания МРГ по итогам рассмотрения проектов. Экспертный совет НТИ проводит заседания в соответствии с графиком рассмотрения проектов на заседаниях МРГ и в соответствии с Положением об Экспертном совете НТИ, а также готовит заключения по итогам рассмотрения представленных материалов проектов.

28. Решение МРГ по итогам рассмотрения представленных Проектным офисом материалов о проекте НТИ принимается с учетом результатов проведения экспертизы проекта в соответствии с порядком проведения экспертизы, заключением Экспертного совета НТИ, а также исходя из предельного объема бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Минобрнауки России на реализацию проектов НТИ.

29. Одобрение проекта по итогам рассмотрения материалов и заключений о проекте на заседании МРГ является основанием для начала его реализации, в том числе для направления средств поддержки его реализации Проектным офисом в адрес участников проекта.

30. Источники и формы поддержки реализации проектов НТИ устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Приложение 1
к Порядку проведения экспертизы
и формирования заключений по проектам
НТИ в целях отбора

МАРШРУТЫ
ЭКСПЕРТИЗЫ В ЦЕЛЯХ ОТБОРА ПРОЕКТОВ НТИ РАЗНЫХ ТИПОВ

Участники процесса экспертизы и отбора
Проекты, не предусматривающие запуск и (или) масштабирование инновационных производств, либо проекты с требуемым объемом поддержки менее 500 млн рублей
Проекты, предусматривающие запуск и (или) масштабирование инновационных производств с требуемым объемом поддержки проекта более 500 млн рублей
Образовательные проекты, проекты популяризации и продвижения НТИ
Проекты, не предполагающие предоставления поддержки и подготовки нормативных правовых актов <2>
Проекты развития <3>
Проекты, финансируемые Внешэкономбанком на возвратной основе
Прочие проекты
Ответственный федеральный орган исполнительной власти
-
-
-
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
-
-
-
-
Проектный офис НТИ
-
-
-
-
-
-
Экспертная организация
-
-
Общество "ВЭБ Инновации"
-
-
АНО "АСИ"
-
-
-
-
-
-
Экспертный совет НТИ
-
-
-
-
-
-

--------------------------------

<2> Сведения о таких проектах направляются в ответственный федеральный орган исполнительной власти и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в информационных целях.

<3> Проекты, направленные на развитие экосистемы Национальной технологической инициативы, разработку новых дорожных карт, внедрение новых механизмов развития Национальной технологической инициативы.

Приложение 2
к Порядку проведения экспертизы
и формирования заключений по проектам
НТИ в целях отбора

СОДЕРЖАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА ПО ПРОЕКТУ НТИ

N п/п
Группы критериев <4>
Заключение организации содержит следующие сведения
Ответственный ФОИВ
Минобрнауки России
Проектный офис НТИ
Экспертная организация <5>
1.
Соответствие проекта принципам НТИ и оценка результатов проекта с точки зрения востребованности на рынке и конкурентных преимуществ
-
2.
Соответствие проекта дорожной карте, в том числе:
2.1.
Невозможность реализации направлений дорожной карты, достижения ее целей и значимых контрольных результатов без реализации соответствующего проекта Национальной технологической инициативы в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма
-
2.2.
Необходимость координации межотраслевых связей, межведомственных взаимодействий или реализации механизмов государственно-частного партнерства для достижения целей ДК
-
2.3.
Соответствие сроков реализации мероприятий в составе проекта НТИ срокам реализации направлений дорожных карт
-
-
3.
Принципиальная новизна проекта, эффективность мероприятий проекта и целесообразность его реализации с государственной поддержкой
-
4.
Соответствие проекта НТИ приоритетам и задачам государственной политики
-
5.
Соответствие мероприятий проекта приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ и перечню критических технологий РФ
-
6.
Эффекты от реализации проекта
-
7.
Наличие описания системы управления проектами Национальной технологической инициативы, критериев оценки успешности реализации проектов Национальной технологической инициативы и их завершения, указание ответственных за реализацию проектов Национальной технологической инициативы
-
-
8.
Оценка материально-технических и интеллектуальных ресурсов для реализации проекта
-
-
9.
Оценка участников проекта и проектной команды
-
-
10.
Обоснованность объемов запрашиваемой поддержки проекта НТИ (в том числе с привлечением средств из федерального бюджета)
-
-
11.
Оценка финансового обеспечения проекта
-
-
12.
Соответствие запрашиваемого объема финансового обеспечения проекта НТИ с привлечением средств из федерального бюджета лимитам бюджетных обязательств на реализацию проектов НТИ, утвержденных Минобрнауки России
-
13.
Соблюдение требуемого соотношения бюджетного и внебюджетного финансирования, наличие описания механизмов софинансирования и привлечения внебюджетных средств
-
-
14.
Соответствие проекта требованиям проектного управления
-
-
15.
Оценка рисков проекта и мероприятий по управлению рисками
-
-
16.
Наличие обоснования реализации проекта Национальной технологической инициативы конкретными физическими и (или) юридическими лицами <6>
-
-
17.
Наличие предложения о выборе исполнителей в рамках проекта на конкурсной основе
-
18.
Эффективность и обоснованность предлагаемых в рамках проекта научно-технических и технологических решений
-
19.
Целесообразность мероприятий, предполагающих принятие нормативных правовых актов и (или) внесение изменений в нормативные правовые акты в интересах реализации соответствующих дорожных карт
-
-
20.
Информация о наличии в составе проекта мероприятий, совпадающих по содержанию, срокам реализации, форме поддержки, виду расходов или составу исполнителей с мероприятиями, предусмотренными государственными программами Российской Федерации
-
-
21.
Информация о наличии в составе проекта мероприятий, аналогичных мероприятиям, получившим поддержку за счет иных инструментов поддержки
-
-
22.
Соответствие описания проекта шаблону, наличие полного перечня обосновывающих материалов
-
-

--------------------------------

<4> По проектам, имеющим образовательную направленность, проектам популяризации и продвижения НТИ в интересах реализации дорожных карт, заключение экспертных организаций (в том числе АНО "АСИ") может не содержать сведений, указанных в таблице.

<5> За исключением общества "ВЭБ Инновации".

<6> Заключение по проектам, исполнитель и получатель поддержки по которым определяются по итогам конкурсных процедур, данных сведений не содержит.