См. Документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Утверждено
приказом МЧС России
от 09.08.2019 N 416

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ
СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

1. Административный департамент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами и соглашениями Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями МЧС России, а также настоящим Положением.

Координацию и контроль деятельности Департамента осуществляет статс-секретарь - заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - статс-секретарь - заместитель Министра).

3. Департамент осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы МЧС России), федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы, спасательными воинскими формированиями МЧС России, Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России, аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, военизированными горноспасательными частями, образовательными, научными, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России (далее соответственно - учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России, система МЧС России).

4. Структуру Департамента утверждает Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) по представлению статс-секретаря - заместителя Министра, директора Департамента.

5. Основными задачами Департамента являются:

5.1. организация в МЧС России административной работы по созданию единой системы делопроизводства, архивного и иного хранения документов, участие в сопровождении и развитии системы электронного документооборота;

5.2. контроль за исполнением нормативных и методических документов по вопросам организации делопроизводства МЧС России, архивной работы, работы с обращениями граждан и организаций, исполнения поручений и планирования основных мероприятий в системе МЧС России;

5.3. организационное обеспечение подготовки и проведения Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, коллегии МЧС России, военного совета спасательных воинских формирований МЧС России, Общественного совета при МЧС России (далее - совещательные и координационные органы);

5.4. организация рассмотрения обращений граждан и организаций, поступающих в МЧС России, обеспечение деятельности Общественной приемной МЧС России;

5.5. организация и осуществление контроля за исполнением поручений в системе МЧС России, в том числе по обращениям граждан и организаций;

5.6. организация и обеспечение личного приема граждан Министром, первым заместителем Министра, статс-секретарем - заместителем Министра, заместителем Министра - главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, заместителями Министра, руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России;

5.7. организационное обеспечение деятельности первого заместителя Министра, статс-секретаря - заместителя Министра, заместителя Министра главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, заместителей Министра (далее - руководство МЧС России).

6. Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие функции:

6.1. Разрабатывает и представляет на утверждение в установленном порядке:

6.1.1. нормативные правовые акты по вопросам, касающимся установленной сферы деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

6.1.2. методические документы по вопросам организации деятельности руководства МЧС России, делопроизводства, архивной работы, работы с обращениями граждан и организаций, контроля исполнения поручений и планирования основных мероприятий в системе МЧС России;

6.1.3. регламент МЧС России;

6.1.4. табель срочных донесений МЧС России;

6.1.5. перечень регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России;

6.1.6. ежегодный план основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

6.1.7. положение о коллегии МЧС России;

6.1.8. типовое положение о коллегии территориального органа МЧС России;

6.1.9. порядок подготовки и проведения заседания коллегии МЧС России;

6.1.10. положение об Общественном совете при МЧС России;

6.1.11. положение о Центральной экспертной комиссии МЧС России;

6.1.12. инструкцию по делопроизводству в системе МЧС России;

6.1.13. инструкцию по работе с обращениями граждан в системе МЧС России;

6.1.14. Комплексный план основных мероприятий МЧС России на год;

6.1.15. проекты нормативных и методических документов по вопросам годового и текущего планирования основных мероприятий.

6.2. Участвует в разработке:

6.2.1. предложений по формированию основ государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

6.2.2. проекта плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, а также предложений о порядке введения в действие плана гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме, либо частично;

6.2.3. проекта положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

6.2.4. ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

6.2.5. доклада о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации;

6.2.6. положения об организации повседневной деятельности территориальных органов МЧС России;

6.2.7. инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

6.2.8. инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

6.2.9. ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

6.2.10. правил аттестации руководящего состава по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

6.2.11. положения о территориальном органе МЧС России;

6.2.12. инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России;

6.2.13. порядка и сроков проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций, находящихся в ведении МЧС России;

6.3. Организовывает:

6.3.1. работу по участию МЧС России в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации, касающейся задач, возложенных на МЧС России;

6.3.2. работу по делопроизводству, архивному и иному хранению в установленном порядке документов и материалов по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России.

6.4. Участвует в организации:

6.4.1. материально-технического обеспечения системы МЧС России;

6.4.2. работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих чрезвычайных ситуация;

6.4.3. подготовки в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для спасательных воинских формирований МЧС России, федеральной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, пожарных, аварийно-спасательных и иных формирований МЧС России, кадров для пожарной охраны и организаций независимо от формы собственности, а также подготовки в установленном порядке кадров для соответствующих органов иностранных государств;

6.4.4. проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, подводных работ особого (специального) назначения;

6.4.5. разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных планов мероприятий по гражданской обороне, деятельности пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, авиации и других сил МЧС России.

6.5. Участвует в работе по:

6.5.1. осуществлению создания, реорганизации и ликвидации в установленном порядке территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, образовательных, научных, медицинских учреждений и организаций, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектовании их личным составом, тарификации их утвержденных штатов и штатных перечней, а также их материальном, техническом, финансовом и других видах обеспечения;

6.5.2. осуществлению редакционно-издательской деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

6.5.3. выполнению мероприятий по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и координации деятельности по охране труда в системе МЧС России.

6.6. Осуществляет:

6.6.1. документационное обеспечение деятельности руководства МЧС России, структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в том числе с использованием системы электронного документооборота;

6.6.2. рассмотрение и представление руководству МЧС России документов (проектов документов), поступающих от органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, граждан;

6.6.3. обеспечение получения документов по системе межведомственного электронного документооборота и информационным системам общего пользования;

6.6.4. предварительную проработку входящей корреспонденции и направление поступивших документов (в том числе обращений граждан и организаций), не требующих доклада руководству МЧС России, на исполнение (для рассмотрения по существу поставленных вопросов) непосредственно в структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы МЧС России, учреждения и организации МЧС России;

6.6.5. организацию своевременного рассмотрения и подготовки наиболее важных документов, обращений граждан и организаций с проектами резолюций, их направление в Аппарат Министра для доклада Министру;

6.6.6. подготовку во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России проектов распорядительных и иных документов, необходимых для обеспечения деятельности руководства МЧС России;

6.6.7. анализ соответствия функций структурных подразделений центрального аппарата МЧС России функциям Министерства и подготовку предложений по изменению функций структурных подразделений центрального аппарата МЧС России в пределах компетенции Департамента;

6.6.8. редактирование проектов документов перед представлением их на доклад руководству МЧС России;

6.6.9. контроль за качеством подготовки, соблюдением процедур согласования и утверждения документов в центральном аппарате МЧС России;

6.6.10. контроль за соблюдением требований, установленных инструкцией по делопроизводству в системе МЧС России, другими актами, регламентирующими порядок работы с документами, в том числе содержащими служебную информацию ограниченного распространения;

6.6.11. возврат в структурные подразделения центрального аппарата МЧС России документов (переданных на регистрацию, отправку, представленных на рассмотрение руководству МЧС России) на доработку исполнителям в случае их несоответствия требованиям, содержащимся в нормативных правовых актах МЧС России по вопросам делопроизводства;

6.6.12. согласование проектов приказов и распоряжений МЧС России по основной деятельности, протоколов коллегии МЧС России, военного совета спасательных воинских формирований МЧС России, а также документов, выпускаемых по направлениям деятельности Министерства;

6.6.13. организацию личного приема граждан Министром согласно ежегодно утверждаемому заместителем председателя Правительства Российской Федерации - руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации графику;

6.6.14. организацию личного приема граждан в МЧС России, деятельности Общественной приемной МЧС России, в том числе в режиме видеоконференц-связи;

6.6.15. взаимодействие с ответственными должностными лицами Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, Аппарата Правительства Российской Федерации, иных органов государственной власти по вопросам обеспечения своевременного рассмотрения обращений граждан;

6.6.16. прием, регистрацию и централизованный учет обращений граждан и организаций, поступающих в центральный аппарат МЧС России;

6.6.17. рассмотрение и подготовку ответов в соответствии с законодательством Российской Федерации на обращения граждан и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

6.6.18. мониторинг и анализ информации по обращениям граждан и организаций, подготовку статистических, информационно-аналитических материалов о результатах рассмотрения обращений и принятых по ним мерах;

6.6.19. организацию подготовки структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России материалов к заседаниям Правительства Российской Федерации, в которых участвует Министр;

6.6.20. участие в пределах своей компетенции в перспективном и оперативном планировании мероприятий с участием руководства МЧС России;

6.6.21. координацию деятельности структурных подразделений центрального аппарата МЧС России по вопросам планирования и проведения заседаний совещательных и координационных органов, совещаний с участием заместителей Министра;

6.6.22. организационно-документационное обеспечение заседаний совещательных и координационных органов;

6.6.23. контроль за выполнением поручений руководства МЧС России, а также решений совещательных и координационных органов, приказов, распоряжений МЧС России и иных документов;

6.6.24. взаимодействие с Контрольным Управлением Президента Российской Федерации, Департаментом контроля и проверки выполнения решений Правительства Российской Федерации, с аналогичными структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами МЧС России, учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России, по вопросам своевременного и качественного исполнения документов;

6.6.25. методическое руководство и контроль за деятельностью структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

6.6.26. проверки деятельности структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, по вопросам организации делопроизводства, архивной работы и контроля исполнения в системе МЧС России, работы с обращениями граждан и организаций;

6.6.27. контроль в пределах компетенции за соблюдением в системе МЧС России требований законодательства Российской Федерации по вопросам обращения со служебной информацией ограниченного распространения;

6.6.28. мероприятия по защите сведений, составляющих государственную тайну, служебной информации ограниченного распространения в пределах своей компетенции;

6.6.29. участие в рассмотрении проектов планов работы и прогнозных показателей деятельности территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, а также отчетов об их исполнении;

6.6.30. участие в пределах своей компетенции в разработке и контроле за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

6.6.31. участие в пределах своей компетенции в реализации в установленном порядке, полномочий государственного заказчика федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;

6.6.32. участие в пределах своей компетенции в установленном порядке в международном сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, гуманитарного разминирования, а также участие в международных гуманитарных проектах, программах и операциях;

6.6.33. организацию работы Центрального архива МЧС России и Центральной экспертной комиссии МЧС России, а также обеспечение совместно с Центральным архивом МЧС России методического руководства организацией делопроизводства и архивной работы в системе МЧС России;

6.6.34. координацию деятельности Центрального архива МЧС России;

6.6.35. составление сводной номенклатуры дел МЧС России на следующий год на основе номенклатур дел структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, согласованных с Центральным архивом МЧС России;

6.6.36. регистрацию приказов по основной деятельности, распоряжений МЧС России;

6.6.37. заверение в пределах своей компетенции копий документов МЧС России, а также документов, выдаваемых в качестве архивных справок;

6.6.38. иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также правовыми актами МЧС России;

6.6.39. подготовку предложений Министру по распределению функций и задач Министерства между структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России;

6.6.40. контроль за своевременностью разработки и представления на утверждение Министру структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России положений о структурных подразделениях центрального аппарата МЧС России и своевременным внесением изменений в них.

7. Департаменту предоставляется право:

7.1. запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы материалы, необходимые для решения вопросов, отнесенных к компетенции Департамента;

7.2. вести в установленном порядке переписку от имени Департамента по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

7.3. привлекать по согласованию с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России специалистов соответствующих структурных подразделений центрального аппарата МЧС России для решения задач, отнесенных к компетенции Департамента;

7.4. разрабатывать и представлять в установленном порядке на утверждение руководству МЧС России проекты распорядительных документов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

7.5. контролировать выполнение установленных правил работы со служебными документами, обращениями граждан и организаций;

7.6. в случае выявления нарушений установленных требований по соблюдению процедур согласования и утверждения документов, некачественной подготовки документов по исполнению, по срокам или других нарушений, приостанавливать регистрацию подготовленного документа, направлять его на доработку и (или) информировать об этом руководство МЧС России для принятия соответствующих мер;

7.7. вносить руководству МЧС России предложения о применении мер дисциплинарного воздействия в случаях нарушения должностными лицами установленных правил работы со служебными документами, а также по работе с обращениями граждан и организаций;

7.8. проводить проверки организации делопроизводства, архивной работы и контроля исполнения в системе МЧС России, работы с обращениями граждан и организаций в структурных подразделениях центрального аппарата МЧС России и территориальных органах МЧС России, учреждениях и организациях, находящихся в ведении МЧС России;

7.9. организовывать в системе МЧС России упреждающий контроль за ходом исполнения поручений;

7.10. направлять заместителям Министра, структурным подразделениям центрального аппарата МЧС России, территориальным органам МЧС России, учреждениям и организациям, находящимся в ведении МЧС России, поступающие в МЧС России документы для принятия решения и подготовки ответа.

8. Департамент возглавляет директор Департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности в установленном для этой категории руководителя порядке.

Директор Департамента подчиняется Министру, статс-секретарю - заместителю Министра. Директор Департамента осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций, соблюдение сотрудниками Департамента режима секретности, состояние служебной дисциплины.

Директор Департамента имеет заместителей.

Заместители директора Департамента назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности в установленном для этой категории должностных лиц порядке и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей.

9. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и выполнения функций, возложенных на Департамент, директор Департамента:

9.1. осуществляет согласование (визирование) в пределах своей компетенции проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, разрабатываемых МЧС России или поступивших на рассмотрение в МЧС России;

9.2. дает поручения руководителям территориальных органов МЧС России, руководителям учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в рамках выполнения соответствующих поручений руководства МЧС России, приказов и распоряжений МЧС России;

9.3. осуществляет переписку с руководителями структурных подразделений органов государственной власти, организациями и гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

9.4. представляет Департамент во взаимоотношениях с руководством МЧС России и другими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами МЧС России, учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

9.5. вносит предложения по изменению структуры и штатного расписания центрального аппарата МЧС России в части, касающейся Департамента;

9.6. вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры, изменению задач, функций и полномочий Департамента;

9.7. распределяет обязанности между заместителями директора Департамента и начальниками отделов Департамента;

9.8. определяет своим решением одного из заместителей директора Департамента для координации деятельности и для временного исполнения обязанностей директора Департамента на период его отсутствия;

9.9. утверждает положения об отделах Департамента;

9.10. осуществляет подбор и расстановку кадров в Департаменте;

9.11. участвует в решении вопросов, рассматриваемых руководством МЧС России, отнесенных к компетенции Департамента;

9.12. организует мероприятия по повышению квалификации сотрудников Департамента;

9.13. организует работу по соблюдению условий службы и труда в Департаменте, определенных законодательством Российской Федерации;

9.14. вносит предложения о поощрении сотрудников Департамента, а также о применении к ним мер дисциплинарного воздействия;

9.15. представляет по доверенности или по поручению руководства МЧС России в установленном порядке интересы МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в органах государственной власти, общественных организациях, судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций;

9.16. имеет право запрашивать от структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, справочные и информационные материалы о ходе выполнения приказов и распоряжений МЧС России, поручений руководства МЧС России;

9.17. в пределах своей компетенции вносит в установленном порядке предложения по устранению нарушений в деятельности должностных лиц структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России;

9.18. участвует в организации мероприятий по технической защите служебной информации при проведении совещаний с участием руководства МЧС России;

9.19. привлекает в необходимых случаях в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящихся к компетенции Департамента, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти;

9.20. осуществляет прием граждан, обеспечивает в пределах компетенции Департамента рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

9.21. пользуется иными правами, предоставленными директору Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МЧС России;

9.22. подписывает служебные письма структурным подразделениям Аппарата Правительства, структурным подразделениям других органов государственной власти, руководству МЧС России, руководителям структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, руководителям территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в том числе по вопросам работы с обращениями граждан;

9.23. подписывает ответы на обращения граждан и организаций, рассмотренные в Департаменте.

10. В Департаменте организуется хранение и использование в соответствии с установленным в МЧС России порядком делопроизводства печати с изображением Государственного герба Российской Федерации с полным наименованием МЧС России, иных печатей и штампов, необходимых для обеспечения деятельности руководства МЧС России.