Приложение
к приказу МЧС России
от 08.02.2019 г. N 71
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЮРИДИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов", Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 207 "Об утверждении типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти".
2. Юридическое управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), созданным для правового обеспечения деятельности МЧС России совместно с территориальными органами и организациями, находящимися в ведении МЧС России.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами и соглашениями Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями МЧС России, а также настоящим Положением.
3. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами МЧС России - региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы), федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы, спасательными воинскими формированиями МЧС России, Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России, аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, военизированными горноспасательными частями, образовательными, научно-исследовательскими, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России (далее - система МЧС России).
4. Управление в установленном порядке обеспечивает эффективность правового сопровождения деятельности территориальных органов и организаций, входящих в систему МЧС России, посредством организационно-методического руководства структурными подразделениями (должностными лицами), осуществляющими функции правового сопровождения - далее юридическая служба МЧС России, возглавляемая начальником Управления.
Основными задачами Управления является правовое обеспечение деятельности МЧС России, осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы, входящие в компетенцию МЧС России, улучшение качества проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, а также представление интересов МЧС России в судах и других органах государственной власти Российской Федерации.
5. Управление подчиняется непосредственно Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр).
6. Структура Управления и штатная численность сотрудников утверждается Министром.
7. Управление состоит из отделов.
8. Управление осуществляет следующие функции:
8.1. подготавливает либо участвует в подготовке (анализирует, осуществляет правовую экспертизу) проектов федеральных законов, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
8.2. проводит правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, постановлений, распоряжений и иных правовых актов МЧС России;
8.3. проводит правовую экспертизу проектов должностных регламентов МЧС России;
8.4. подготавливает самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и других нормативных правовых актов МЧС России;
8.5. подготавливает самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России заключения по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, поступающим в МЧС России;
8.6. подготавливает заключения по вопросам правового характера, возникающим в процессе деятельности МЧС России;
8.7. осуществляет в установленном порядке правовую экспертизу проектов договоров (соглашений) и иных гражданско-правовых документов, в которых одной из сторон выступает МЧС России;
8.8. принимает участие в разработке предложений по совершенствованию деятельности МЧС России и по уточнению полномочий МЧС России;
8.9. обобщает совместно с другими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России практику применения законодательства Российской Федерации, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Министра;
8.10. рассматривает и визирует документы, направляемые МЧС России в Правительство Российской Федерации, Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Комитеты, Комиссии и правовые подразделения Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
8.11. участвует в подготовке проектов международных договоров, по поручению Министра проводит правовую экспертизу проектов международных договоров;
8.12. участвует в проводимой структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России работе по отбору и направлению нормативных правовых актов МЧС России на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации;
8.13. проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов МЧС России;
8.14. представляет в установленном порядке интересы МЧС России в судах и других органах государственной власти Российской Федерации;
8.15. осуществляет систематизированный учет и хранение нормативных правовых актов (при необходимости);
8.16. осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию документов, образующихся в процессе деятельности Управления;
8.17. осуществляет методическое руководство правовой работой юридической службы МЧС России;
8.18. оказывает сотрудникам структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, организаций, входящих в систему МЧС России, правовое содействие по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России;
8.19. подготавливает для Министра справочные материалы по законодательству Российской Федерации;
8.20. обобщает правоприменительную практику с участием структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, организаций, входящих в систему МЧС России, подготавливает, по мере необходимости, для издания сборники и собрания нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России;
8.21. информирует Министра о возникающих юридических коллизиях и готовит предложения о принятии необходимых мер для устранения таких коллизий;
8.22. участвует в мероприятиях по повышению квалификации сотрудников юридической службы МЧС России;
8.23. рассматривает и согласовывает кандидатуры на должности сотрудников юридической службы МЧС России, в том числе рассматриваемые на заседании Центральной аттестационной комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
8.24. запрашивает у структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, организаций, входящих в систему МЧС России, справки и другие документы, необходимые для выполнения своих полномочий;
8.25. привлекает с согласия руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России сотрудников этих подразделений при осуществлении мероприятий, проводимых Управлением в соответствии с возложенными на него функциями, а также для участия в качестве специалистов в судебных заседаниях;
8.26. привлекает для представления интересов МЧС России в арбитражных судах, судах общей юрисдикции сотрудников юридической службы МЧС России;
8.27. участвует в установленном порядке в проверках соблюдения законодательства Российской Федерации в деятельности МЧС России, территориальных органов, организаций, входящих в систему МЧС России;
8.28. осуществляет в установленном порядке проверки деятельности юридической службы МЧС России;
8.29. дает предложения Министру о привлечении сторонних организаций, ученых и специалистов, а также о создании совещательных и экспертных рабочих групп для проработки вопросов, отнесенных к компетенции МЧС России;
8.30. созывает и проводит в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
8.31. обеспечивает в пределах компетенции МЧС России своевременное и полное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, подготовку ответов на указанные обращения в установленный законодательством Российской Федерации срок;
8.32. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, служебной информации ограниченного доступа;
8.33. использует служебный автотранспорт для выполнения возложенных на МЧС России задач;
8.34. осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Положением и иными правовыми актами МЧС России.
9. Управление для осуществления своих функций имеет право:
9.1. запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, организаций, входящих в систему МЧС России, справки и иные документы, необходимые для решения вопросов, отнесенных к компетенции МЧС России в рамках возложенных полномочий на Управление, перенаправлять запросы в структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы, организации, входящие в систему МЧС России, в рамках возложенных на них полномочий;
9.2. привлекать с согласия руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России сотрудников этих подразделений при осуществлении мероприятий, проводимых МЧС России в соответствии с возложенными на МЧС России полномочиями, а также для участия в качестве специалистов в судебных заседаниях;
9.3. вести переписку от имени МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России;
9.4. Управление обладает иными правами, необходимыми для осуществления возложенных на него полномочий.
10. Начальник Управления осуществляет руководство юридической службой МЧС России на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на юридическую службу МЧС России задач и функций.
Начальник Управления подчиняется непосредственно Министру.
В отсутствие начальника Управления (командирование, отпуск, временная нетрудоспособность и т.д.) общее руководство Управлением осуществляет заместитель начальника Управления в соответствии с утвержденным в установленном порядке должностным регламентом и на основании приказа МЧС России.
Начальник Управления должен иметь высшее юридическое образование и соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Начальник Управления назначается на должность в соответствии с законодательством Российской Федерации и освобождается от должности Министром.
11. Начальник Управления:
11.1. руководит деятельностью юридической службы МЧС России и организует ее работу в рамках возложенных задач и функций;
11.2. организует и координирует деятельность отделов Управления, определяет и уточняет задачи отделов, контролирует их выполнение;
11.3. в пределах своей компетенции дает указания, обязательные для исполнения сотрудниками юридической службы МЧС России;
11.4. подписывает и согласовывает документы по вопросам, входящим в компетенцию юридической службы МЧС России;
11.5. организует рассмотрение запросов организаций и обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Управления, принимает меры по своевременному и правильному их разрешению;
11.6. участвует в установленном порядке в совещаниях, проводимых руководством МЧС России;
11.7. вправе созывать и проводить в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в компетенцию юридической службы МЧС России;
11.8. вправе вносить руководству МЧС России предложения по любым вопросам, касающимся работы юридической службы МЧС России, а также по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации;
11.9. представляет в установленном порядке кандидатуры сотрудников Управления для командирования;
11.10. обеспечивает условия труда сотрудников юридической службы МЧС России, определенные законодательством Российской Федерации, вносит предложения о поощрении сотрудников юридической службы МЧС России, а также о применении к ним дисциплинарных взысканий;
11.11. вносит в установленном порядке предложения об определении размеров надбавок к должностным окладам сотрудников Управления за особые условия государственной службы;
11.12. участвует в установленном порядке в аттестации сотрудников Управления, а также вносит предложения Министру по вопросам присвоения им специальных званий и классных чинов соответственно;
11.13. обеспечивает выполнение сотрудниками Управления служебного распорядка, должностных регламентов, правил работы со служебными документами;
11.14. формирует текущие и стратегические планы работ (задачи) и показатели деятельности юридической службы МЧС России;
11.15. участвует в планировании и проведении мероприятий мобилизационной подготовки в системе МЧС России в пределах компетенции Управления;
11.16. осуществляет иные полномочия, необходимые для выполнения возложенных на юридическую службу МЧС России задач и функций.
12. Начальник Управления имеет заместителей.
Заместители начальника Управления назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности в установленном для этой категории должностных лиц порядке и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей.
Заместители начальника Управления обеспечивают организацию работы по выполнению функций и полномочий юридической службы МЧС России в установленной сфере деятельности.
13. Начальник Управления и его заместители вправе принимать участие в совещаниях, проводимых под руководством Министра, при обсуждении на них вопросов в пределах компетенции Управления.
14. Начальник Управления и сотрудники Управления несут персональную ответственность за соответствие законодательству Российской Федерации визируемых ими проектов документов.
15. Начальник Управления и сотрудники Управления несут ответственность за разглашение государственной тайны и сведений конфиденциального характера, ставших им известными в порядке исполнения служебного задания.
16. Ответственность сотрудников Управления устанавливается должностными регламентами.
17. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на Управление задач и функций несет начальник Управления.
18. Каждый сотрудник Управления несет ответственность за качество и своевременное выполнение задач, возложенных лично на него.
19. Начальник Управления, обнаружив нарушение законодательства Российской Федерации в работе МЧС России, обязан доложить об этом Министру.
20. Возложение на Управление и его сотрудников функций и задач, не относящихся к правовой работе, не допускается.