Утверждено
приказом МЧС России
от 25.03.2019 N 163
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
1. Департамент международной деятельности (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). Департамент подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр). Работу Департамента координирует первый заместитель Министра в соответствии с утвержденным распределением обязанностей между заместителями Министра.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о МЧС России, приказами и распоряжениями МЧС России, настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы МЧС России), федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы, спасательными воинскими формированиями МЧС России, Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России, аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, военизированными горноспасательными частями, образовательными, научно-исследовательскими, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России (далее - система МЧС России).
4. Департамент состоит из отделов.
5. Основными задачами Департамента являются:
5.1. осуществление международного сотрудничества в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, гуманитарного разминирования;
5.2. координация международной деятельности в системе МЧС России;
5.3. организация мероприятий по оказанию помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая формирование и доставку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению иностранных государств;
5.4. участие в международных гуманитарных проектах, программах и операциях, в том числе в рамках реализации Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию;
5.5. организация приема международной помощи в случае возникновения крупномасштабной чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации;
5.6. организация эвакуации граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае чрезвычайных и кризисных ситуаций.
6. Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами выполняет следующие функции:
6.1. готовит предложения по приоритетным направлениям внешней политики в части, касающейся участия Российской Федерации в чрезвычайном гуманитарном реагировании на межгосударственном уровне и деятельности по оказанию помощи государствам в ликвидации и предупреждении чрезвычайных ситуаций;
6.2. разрабатывает проекты законов, иных нормативных правовых актов по вопросам чрезвычайного гуманитарного реагирования и другим вопросам международной деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах;
6.3. разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты по вопросам, касающимся международной деятельности МЧС России, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
6.4. готовит в установленном порядке предложения по оказанию помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6.5. осуществляет мероприятия по оказанию в установленном порядке помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6.6. готовит предложения по применению подразделений российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования (далее - РНКЧГР) в ходе участия Российской Федерации в соответствующих операциях за рубежом;
6.7. осуществляет руководство подразделениями РНКЧГР при их подготовке и применении за рубежом;
6.8. участвует во взаимодействии с МИД России в разработке мер и подготовке мероприятий по эвакуации российских граждан и граждан СНГ из иностранных государств в случае чрезвычайных и кризисных ситуаций;
6.9. организует санитарно-авиационную эвакуацию пострадавших граждан Российской Федерации из-за рубежа;
6.10. участвует в организации работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, спасению людей (в части решения вопросов, касающихся пострадавших на территории Российской Федерации иностранных граждан);
6.11. готовит предложения и организует мероприятия по участию МЧС России в проектах, программах и операциях содействия международному развитию;
6.12. организует формирование и доставку в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению иностранных государств;
6.13. готовит предложения по выпуску из государственного резерва материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи за рубежом;
6.14. разрабатывает механизмы взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в случае чрезвычайных ситуаций, в том числе трансграничного характера;
6.15. организует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и территориальными органами МЧС России прием международной помощи в случае возникновения крупномасштабной чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации;
6.16. координирует деятельность территориальных органов МЧС России по взаимодействию с иностранными государствами на приграничном уровне;
6.17. организует разработку и утверждение ежегодных планов мероприятий международного сотрудничества МЧС России;
6.18. разрабатывает предложения по организации и осуществлению финансового обеспечения международной деятельности МЧС России;
6.19. участвует в разработке совместно с Минфином России перечня и правил оформления документов, обосновывающих размер бюджетных ассигнований, запрашиваемых из резервного фонда Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, для рассмотрения вопроса о выделении соответствующих бюджетных ассигнований;
6.20. осуществляет мероприятия по подготовке к выезду за границу специалистов центрального аппарата МЧС России, спасательных воинских формирований МЧС России, ФПС ГПС, ГИМС, а также поисково-спасательных формирований, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России;
6.21. организует взаимодействие МЧС России с МИД России, российскими дипломатическими и торговыми представительствами за рубежом, а также консульскими учреждениями и представительствами иностранных государств в Российской Федерации в целях выполнения задач, возложенных на МЧС России;
6.22. обеспечивает работу Совета по оценке и стратегическому планированию международной деятельности МЧС России, а также Совместной коллегии МЧС России, МЧС Республики Беларусь и МВД Республики Казахстан;
6.23. организует паспортно-визовое обеспечение деятельности центрального аппарата МЧС России;
6.24. организует подготовку специалистов МЧС России на базе зарубежных специализированных центров и обучение представителей иностранных государств на базе центров гуманитарного реагирования, а также участвует в подготовке иностранных специалистов в образовательных организациях МЧС России;
6.25. содействует установлению сотрудничества между научно-исследовательскими, образовательными и иными подведомственными организациями МЧС России с зарубежными структурами аналогичного предназначения;
6.26. осуществляет подготовку к подписанию международных договоров и международных актов, не являющихся международными договорами, по вопросам МЧС России и обеспечивает, при необходимости, ратификацию международных договоров;
6.27. участвует в согласовании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся компетенции Департамента;
6.28. осуществляет экспертизу проектов международных договоров, подготовленных федеральными органами исполнительной власти, с точки зрения учета интересов МЧС России;
6.29. организует привлечение иностранных специалистов и специалистов МЧС России для участия в проведении международной экспертизы;
6.30. организует изучение и обобщение зарубежного опыта по направлениям деятельности МЧС России;
6.31. осуществляет интеграцию российских сил, средств и технологий в международную систему чрезвычайного реагирования и преодоления катастроф, включая развитие деятельности создаваемых за рубежом центров гуманитарного реагирования;
6.32. организует работу по оказанию содействия в модернизации национальных, региональных и международных центров управления в кризисных ситуациях, а также оказывает содействие в развитии механизмов обмена информацией в кризисных ситуациях, в том числе в подготовке регламентов информационного взаимодействия, между Национальным центром управления в кризисных ситуациях и профильными центрами зарубежных государств в целях формирования глобальной сети кризисных центров;
6.33. осуществляет регулирование и контроль деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях "Эмерком" (далее - ФГБУ Агентство "Эмерком");
6.34. осуществляет руководство работой представителей МЧС России за рубежом и организует обеспечение их деятельности;
6.35. осуществляет обеспечение участия Российской Федерации в Международной организации гражданской обороны, Частичном открытом соглашении Совета Европы по прогнозированию и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф и Международной ассоциации пожарных и спасательных служб;
6.36. организует деятельность по развитию взаимодействия с Организацией Объединенных Наций, Европейским союзом, Содружеством Независимых Государств, Организацией Договора о коллективной безопасности, Международной Федерацией Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Организацией Черноморского экономического сотрудничества, Советом государств Балтийского моря, Арктическим советом, Советом Баренцева/Евроарктического региона, Шанхайской организацией сотрудничества, Форумом "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество", Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, другими международными и региональными организациями, а также сотрудничества в формате БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР);
6.37. осуществляет содействие укреплению интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического союза, а также развитие приграничного и регионального сотрудничества, включая Арктический, Балтийский, Каспийский и Черноморский регионы;
6.38. осуществляет обеспечение участия МЧС России в работе Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (МГС по ЧС);
6.39. осуществляет обеспечение участия руководства МЧС России в работе межправительственных комиссий (комитетов) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству;
6.40. осуществляет обеспечение участия МЧС России в работе Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, а также российских межведомственных комиссиях по направлениям международной деятельности;
6.41. осуществляет обеспечение участия руководства МЧС России в работе совместных комиссий по сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках реализации соответствующих межправительственных соглашений;
6.42. осуществляет в установленном порядке взаимодействие с иностранными неправительственными, общественными и религиозными организациями по вопросам международной деятельности МЧС России;
6.43. осуществляет рассмотрение обращений граждан по направлениям международной деятельности;
6.44. осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по защите государственной тайны;
6.45. участвует в разработке и выполнении мероприятий по предотвращению коррупционных проявлений в системе МЧС России;
6.46. осуществляет ведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, разработчиком которых является Департамент;
6.47. участвует в подготовке предложений по формированию основ государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
6.48. участвует в подготовке проекта плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, а также предложений о порядке введения в действие плана гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме либо частично;
6.49. участвует в разработке предложений о привлечении в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
6.50. участвует в подготовке проекта плана взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;
6.51. участвует в разработке ежегодного плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, а также ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6.52. участвует в подготовке правил аттестации руководящего состава МЧС России по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, а также порядка и сроков проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций, находящихся в ведении МЧС России;
6.53. участвует в разработке положения о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации;
6.54. участвует в разработке положения о системе и порядке осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
6.55. организовывает работу по участию МЧС России в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся задач Департамента;
6.56. участвует в разработке федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных планов мероприятий по гражданской обороне, деятельности пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, авиации и других сил МЧС России;
6.57. участвует в осуществлении редакционно-издательской деятельности по вопросам международной деятельности;
6.58. участвует в подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также доклада о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации;
6.59. участвует в разработке инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
6.60. участвует в организации предупреждения и тушения пожаров при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей (в части привлечения иностранных пожарно-спасательных формирований);
6.61. участвует в проведении научно-исследовательских работ по вопросам международной деятельности в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, подводных работ особого (специального) назначения;
6.62. участвует в разработке и контроле за реализацией федеральных целевых программ по вопросам международного сотрудничества в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;
6.63. участвует в реализации в установленном порядке полномочий государственного заказчика федеральных целевых программ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
6.64. участвует в подготовке и представлении в установленном порядке предложений по номенклатуре и нормам накопления в государственном резерве материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
6.65. участвует в осуществлении создания, реорганизации и ликвидации в установленном порядке территориальных органов, спасательных центров, соединений, воинских частей и подразделений войск гражданской обороны, федеральной противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, образовательных, научно-исследовательских, медицинских учреждений и организаций, Государственной инспекции по маломерным судам, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектовании их личным составом, тарификации их утвержденных штатов и штатных перечней, а также в их материальном, техническом, финансовом и других видах обеспечения;
6.66. участвует в осуществлении разработки государственной программы вооружения и предложений по формированию государственного оборонного заказа по закрепленной за МЧС России номенклатуре вооружения и военной техники общего применения, а также пожарно-технической продукции;
6.67. участвует в осуществлении функций государственного заказчика государственного оборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг по закрепленной за МЧС России номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств;
6.68. участвует в закупке товаров, работ, услуг, необходимых для осуществления международной деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
6.69. участвует в выполнении мероприятий по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и координации деятельности по охране труда в системе МЧС России;
6.70. осуществляет функции администратора расходов, утверждения государственных заданий на оказание государственных услуг ФГБУ "Агентство "Эмерком";
6.71. осуществляет делопроизводство в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организует архивное и иное хранение документов и материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
7. Департаменту предоставляется право:
7.1. запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, спасательных воинских формирований центрального подчинения, ФПС ГПС, ГИМС, учреждений и организаций МЧС России, соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовой формы материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Департамента;
7.2. вести переписку от имени Департамента по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
7.3. координировать международную деятельность в системе МЧС России;
7.4. запрашивать и получать от структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, спасательных воинских формирований центрального подчинения, ФПС ГПС, ГИМС, учреждений и организаций МЧС России информацию, необходимую для оформления виз и паспортов для выезда за пределы территории Российской Федерации;
7.5. оказывать при необходимости визовую поддержку иностранным гражданам, прибывающим в МЧС России;
7.6. запрашивать и получать от структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций системы МЧС России предложения по мероприятиям международного сотрудничества для включения в проект плана мероприятий международного сотрудничества МЧС России;
7.7. осуществлять контроль за выполнением международных мероприятий, включенных в план мероприятий международного сотрудничества МЧС России, а также запрашивать у территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России отчеты о проведенных международных мероприятиях;
7.8. выступать в качестве заказчика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вопросам международной деятельности;
7.9. вести в установленном порядке переписку с международными организациями, компетентными органами иностранных государств, МИД России и другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительствами Российской Федерации за рубежом, а также представительствами иностранных государств и международных организаций в Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества МЧС России;
7.10. контролировать в установленном порядке деятельность ФГБУ "Агентство "Эмерком".
8. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности в установленном для этой категории должностных лиц порядке. Директор является руководителем российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования.
Директор Департамента имеет заместителей.
Заместители директора Департамента назначаются и освобождаются от занимаемой должности в установленном для этой категории должностных лиц порядке.
Директор Департамента осуществляет руководство Департаментом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач.
9. Директор Департамента:
9.1. представляет по доверенности или поручению руководства МЧС России интересы МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в государственных органах, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организациях;
9.2. распределяет обязанности между заместителями директора Департамента и начальниками отделов;
9.3. вносит в установленном порядке на рассмотрение Министра и его заместителей проекты нормативных правовых актов и предложения по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
9.4. осуществляет согласование проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
9.5. в пределах компетенции дает поручения руководителям территориальных органов и организаций системы МЧС России в рамках выполнения соответствующих поручений руководства МЧС России, приказов и распоряжений МЧС России;
9.6. осуществляет переписку с руководителями структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, организациями и гражданами Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
9.7. имеет право подписывать от имени МЧС России финансовые документы, договоры, государственные контракты и другие документы гражданско-правового характера на основании выданных в установленном порядке доверенностей;
9.8. осуществляет координацию международной деятельности в системе МЧС России, определяет и уточняет задачи отделов Департамента, контролирует их выполнение;
9.9. вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры Департамента и МЧС России в целом;
9.10. совместно с Департаментом кадровой политики обеспечивает подбор и расстановку кадров в Департаменте;
9.11. организует мероприятия по повышению квалификации работников Департамента;
9.12. обеспечивает условия труда работников Департамента, определенные законодательством Российской Федерации в системе МЧС России, выступает инициатором по совершенствованию условий оплаты труда и поощрения за успехи в труде;
9.13. обеспечивает мобилизационную подготовку сотрудников Департамента;
9.14. обеспечивает рассмотрение и подписывает ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан;
9.15. имеет иные полномочия, установленные настоящим Положением, иными ведомственными актами МЧС России и поручениями руководства МЧС России (в соответствии с распределением обязанностей);
9.16. несет персональную ответственность за качественную подготовку ведомственных и нормативных правовых актов, разрабатываемых Департаментом.
10. Департамент имеет необходимые для своей деятельности печати, штампы и бланки, изготовленные в установленном порядке.