ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 февраля 1993 г. N С-8/ОСЗ-67
Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 года приняты Основы законодательства Российской Федерации о культуре, которые вступили в действие с момента опубликования (опубликованы в Российской газете N 248 от 17 ноября 1992 года).
В связи с чем Высший арбитражный суд Российской Федерации сообщает следующее:
1. В соответствии со ст. 31 представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики и государственных программ культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.
Следует иметь в виду, что запрет любой деятельности не допускается и может быть осуществлен только судом.
2. В ст. 32 действия органов государственной власти и управления, должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии. Должностные лица, виновные в совершении действий, указанных в ст. 32, могут быть привлечены к ответственности в связи с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
3. Основы содержат раздел VIII, в котором освещены вопросы экономического регулирования в области культуры. Статья 41 регламентирует условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры.
В соответствии с названной статьей в Российской Федерации могут создаваться и действовать в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах организации культуры.
Необходимо учесть, что создание ассоциаций, творческих союзов, гильдий или иных культурных объединений регулируется Законом СССР "Об общественных объединениях" (ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о культуре).
Организации культуры, учреждаемые в соответствии с настоящими Основами регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия реорганизации и ликвидации организаций культуры определяются их уставами, принимаемыми в соответствии с действующим законодательством. При этом ликвидация собственником (учредителем) организации культуры должна быть согласована с трудовым коллективом (ст. 41 Основ законодательства о культуре), а также с профсоюзным комитетом и местным Советом народных депутатов.
При определении подведомственности арбитражным судам споров, возникающих в связи с ликвидацией государственной, муниципальной, профсоюзной или иной организации культуры (ст. 41 Основ) следует руководствоваться статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя при этом из субъективного состава участников спора.
4. Необходимо иметь в виду, что в ст. 44 определены объекты, которые не подлежат приватизации - это культурное наследие народов Российской Федерации, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены.
Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации при условии:
сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности;
сохранения профильных услуг;
организации обслуживания льготных категорий населения;
обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работникам (на срок до одного года).
5. Согласно ст. 47 государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом. Данная статья определяет, какая деятельность государственной или муниципальной организации культуры относится к предпринимательской. В своей предпринимательской деятельности организация культуры приравнивается к предприятию и регулируется законодательством Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности.
6. Культурные ценности, хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, картинных галереях, библиотеках, архивах и других государственных организациях культуры, в соответствии с ч. 5 ст. 51 не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или сданы в залог.
7. В ст. 62 определено, что за нарушение законодательства о культуре, ответственность устанавливается уголовным, гражданским, административным и иным законодательством Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации.
Заместитель Председателя
Высшего арбитражного суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ