См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО
от 25 января 2018 г. N 09-03-06/582

О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по результатам анализа обращений организаций и граждан по вопросам эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО), в составе которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением - трубопроводы пара и горячей воды с температурой более 115 °C (в том числе трубопроводы тепловых сетей), информации о происходящих при этом происшествиях (авариях, инцидентах, несчастных случаях и др.) и результатов технического расследования их причин, а также мониторинга сведений, публикуемых в средствах массовой информации, сообщает.

При эксплуатации ОПО, в составе которых используются трубопроводы пара и горячей воды с температурой более 115 °C (в том числе трубопроводы тепловых сетей), несмотря на длительный (более 20 лет) период действия Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - ФЗ N 116), до настоящего времени имеются отдельные случаи несоблюдения эксплуатирующими ОПО организациями положений статей 2, 7, 9, 12, 13 ФЗ N 116, в числе прочего определяющих необходимость:

регистрации ОПО в государственном реестре ОПО;

заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

эксплуатации ОПО и используемых на нем технических устройств, зданий и сооружений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и технического регулирования, а также требованиями промышленной безопасности, установленными в развитие ФЗ N 116 соответствующими федеральными нормами и правилами;

проведения экспертизы промышленной безопасности в случаях, установленных статьями 7, 9, 13 ФЗ N 116, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

участия в техническом расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО, в том числе при эксплуатации вышеуказанных трубопроводов, а также направления информации о них в территориальные органы Ростехнадзора.

Как показывает практика, наличие вышеперечисленных нарушений в первую очередь является следствием незнания или неправильного трактования требований законодательных и нормативных правовых актов в области промышленной безопасности в части отнесения в область их действия (идентификации) того или иного производственного объекта и используемого на нем оборудования.

Например, практикуется подмена требований промышленной безопасности требованиями энергетической безопасности в отношении трубопроводов, транспортирующих под избыточным давлением более 0,07 МПа горячую воду с температурой более 115 °C (что согласно пункту 2 приложения 1 к ФЗ N 116 является признаком отнесения объекта, в составе которого они используются, к категории ОПО), при вводе их в эксплуатацию и дальнейшем использовании.

Данный факт подтверждается невыполнением обязательных в этом случае требований ФЗ N 116 и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (далее - ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 (зарегистрирован Минюстом России 19.05.2014, рег. N 32326), при эксплуатации опасных производственных объектов, вместо которых применяются требования Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ПТЭ ТЭУ), утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (зарегистрирован Минюстом России 02.04.2003, рег. N 4358), в нарушение положений пункта 1.4 данного нормативного правового акта, устанавливающего необходимость эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, к которому предъявляются требования промышленной безопасности, в соответствии с требованиями промышленной безопасности.

Также, при вводе в эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, не обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и статьи 7 ФЗ N 116, а также требований раздела IV "Порядок ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета оборудования" ФНП ОРПД. Вместо этого в отношении оборудования, работающего под избыточным давлением, проводятся мероприятия с применением процедуры, в развитие ПТЭ ТЭУ определенной Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок (далее - Порядок), утвержденным приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 N 212 (зарегистрирован Минюстом России 28.04.2008 N 11597).

Сравнительный анализ состояния промышленной безопасности при эксплуатации ОПО на протяжении последних лет свидетельствует о наличии тенденции к увеличению количества аварий и инцидентов, происходящих при использовании трубопроводов, транспортирующих под давлением более 0,07 МПа пар и горячую воду с температурой более 115 °C, в том числе трубопроводов в составе тепловых сетей, предназначенных для обеспечения теплоснабжения населения и социально значимых категорий потребителей, приводящих, помимо прекращения подачи тепловой энергии потребителям, к возникновению несчастных случаев, в результате которых травмы и термические ожоги различной степени тяжести получают лица, не связанные с эксплуатацией данного оборудования.

Помимо этого, при повреждении или разрушении используемого в составе ОПО трубопровода горячей воды с температурой более 115 °C эксплуатирующими такие ОПО организациями не обеспечивается выполнение требований статьи 10 ФЗ N 116 и Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 (далее - Порядок расследования).

Вследствие несоблюдения указанных требований (в том числе по причине отсутствия единообразного понимания у эксплуатирующих организаций критериев идентификации происшествия с оборудованием на ОПО к аварии или инциденту либо к технологическому нарушению (аварии) в области теплоэнергоснабжения) возникают случаи, когда по факту аварии или инцидента при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, используемого в составе ОПО, эксплуатирующая организация идентифицирует явную аварию в качестве инцидента, либо классифицирует аварию или инцидент на ОПО в качестве технологического нарушения при теплоснабжении. В связи с этим, в нарушение требований Порядка расследования не во всех случаях обеспечивается проведение расследования причин аварий и инцидентов при эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (в том числе трубопроводов тепловых сетей), которое зачастую подменяется либо расследованием причин аварии в электроэнергетике, либо расследованием причин аварийной ситуации при теплоснабжении.

Указанные ошибки приводят к несоблюдению требований промышленной безопасности, изложенных в статьях 9 и 12 ФЗ N 116, а также положений Порядка расследования в части обеспечения своевременного информирования в установленном порядке Ростехнадзора и его территориальных органов об аварии на ОПО, проведения технического расследования причин аварии в соответствии с Порядком расследования и, как следствие, препятствует осуществлению страховых выплат пострадавшим, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".

Фактически проведение расследования аварии или инцидента, произошедших при применении на ОПО технических устройств (трубопроводов горячей воды), в соответствии с Правилами расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 N 1114, является нарушением требований подпункта "б" пункта 1 данных Правил, указывающего на невозможность применения их требований в отношении аварий и инцидентов, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством в области промышленной безопасности. Аналогичное требование определено пунктами 1, 5 Правил расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 N 846, согласно которым расследование причин разрушений технических устройств, соответствующих определению аварии, установленному законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности.

Одновременно сообщаем, что технические устройства, применяемые на ОПО (в том числе трубопроводы пара и горячей воды), являются объектами технического регулирования, в отношении которых должно быть обеспечено подтверждение соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и выполнение требований статьи 7 ФЗ N 116.

Анализ результатов осуществления территориальными органами Ростехнадзора контрольно-надзорной деятельности показывает наличие случаев:

- применения при ремонте трубопроводов элементов, арматуры и иных устройств, не имеющих документов, подтверждающих их соответствие требованиям технических регламентов;

- непроведения подтверждения соответствия новых или реконструированных трубопроводов требованиям технических регламентов;

- непроведения экспертизы промышленной безопасности до начала применения таких трубопроводов на ОПО в случае, если требования технических регламентов к ним не установлены;

- нарушения требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах", утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.03.2014 N 102 (зарегистрирован Минюстом России 16.05.2014, рег. N 32308) при проведении ремонта оборудования с применением сварки;

- нарушения требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах", утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.11.2016 N 490 (зарегистрирован Минюстом России 14.12.2016, рег. N 44707), при контроле качества сварных соединений;

- непроведения экспертизы промышленной безопасности находящихся в эксплуатации трубопроводов после завершения восстановительного ремонта, причиной которого явились авария или инцидент.

В связи с вышеизложенным обращаем внимание на необходимость неукоснительного соблюдения требований законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации при эксплуатации ОПО, в том числе в части установления причин произошедших аварий и несчастных случаев, а также принятия мер по предотвращению возникновения аварийных ситуаций в дальнейшем.

Начальник
Управления государственного
строительного надзора
М.А.КЛИМОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области