См. Документы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
И МЕТРОЛОГИИ

ПИСЬМО
от 8 декабря 2017 г. N 20602-ОМ/03

Управление технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии совместно с техническим комитетом по стандартизации ТК 346 "Бытовое обслуживание населения" рассмотрело письмо по вопросу разъяснений применения действующих национальных стандартов в части услуг бытовых и, в пределах своей компетенции, сообщает.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) основным принципом стандартизации является добровольность применения документов по стандартизации, в том числе национальных стандартов Российской Федерации.

В то же время в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполняется в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Одновременно сообщаем, что общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2016 г. N 2496-р, подготовленного в целях применения Налогового кодекса, услуги ритуально-похоронного комплекса, соответствующие кодам: 96.03.11.100, 96.03.11.200, 96.03.11.300: 96.03.11.311 - 96.03.11.316, 96.03.11.319, 96.03.12.111 - 96.03.12.119, 96.03.12.121 - 96.03.12.123, 96.03.12.129, - отнесены к бытовым.

Регулирование услуг ритуально-похоронного комплекса осуществляется в соответствии с основополагающими правовыми документами как на федеральном уровне, так и на уровне региональных органов власти.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городских округов. Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Таким образом, организация работы этой сферы, в соответствии с Федеральными законами осуществляется на уровне органов местного самоуправления.

В сфере ритуального обслуживания действуют документы национальной системы стандартизации: ГОСТ Р 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения"; ГОСТ 32609-2014 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения" (применяется в качестве национального); ГОСТ Р 53999-2010 "Услуги бытовые. Услуги крематориев. Общие технические условия"; ГОСТ Р 54611-2011 "Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования".

Исходя из положений законов, регламентирующих нормы в области технического регулирования, стандартизации, местного самоуправления и погребения, а также похоронного дела, возможно сделать следующие выводы.

Целесообразность использования документов национальной системы стандартизации в качестве основы для разработки обязательных к исполнению нормативных правовых актов органов местного самоуправления применительно к предприятиям ритуально-похоронной сферы, обусловлена тем, что организация ритуальных услуг относится к вопросам местного значения, в то время как федеральные нормативные правовые акты, определяющие требования для таких предприятий, отсутствуют.

Учитывая то, что регулирование деятельности осуществляется органами местного самоуправления в целях упорядочения работы ритуальных служб, различных форм собственности и развития добросовестной конкуренции при издании муниципальных нормативных правовых актов органы местного самоуправления могут руководствоваться документами национальной системы к организации предоставления ритуальных услуг в подведомственном им муниципальном образовании.

Начальник Управления технического
регулирования и стандартизации
О.В.МЕЗЕНЦЕВА