См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 29 октября 2015 г. N 19-исх/15536-СМ/15

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в рамках своей компетенции обращение по вопросу исправления кадастровой ошибки в местоположении границ земельных участков, направляет копию ответа заявителю.

Заместитель руководителя
С.Г.МИРОШНИЧЕНКО

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 20 октября 2015 г. N 19-01373/15

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление обеспечения кадастровых и землеустроительных работ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление), рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает.

В действующем законодательстве отсутствует административный порядок по отмене решений об осуществлении государственного кадастрового учета вышестоящим органом государственной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) кадастровую деятельность на территории Российской Федерации вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.

При этом кадастровые инженеры не являются федеральными гражданскими служащими территориальных органов Росреестра, работниками ФГБУ "ФКП Росреестра" (статьи 31, 33 Закона о кадастре). Законодательством Российской Федерации Росреестр не наделен полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за их деятельностью, а также принятию мер дисциплинарного воздействия в отношении организаций, работниками которых являются кадастровые инженеры, и привлечению к административной либо уголовной ответственности юридических лиц, действующих в рамках гражданско-правых договоров.

Осуществлять контроль за кадастровой деятельностью кадастровых инженеров в части соблюдения ими требований Закона о кадастре вправе саморегулируемая организация в сфере кадастровой деятельности, если кадастровый инженер является ее членом (пункт 3 части 2 статьи 34 Закона о кадастре).

Кроме того, частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, за внесение заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования. При этом дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.35 КоАП, возбуждаются прокурором (часть 1 статьи 28.4 КоАП) и рассматриваются судами (статья 23.1 КоАП).

При наличии в действиях указанных лиц признаков преступления их рассмотрение (в том числе квалификация) осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации соответствующими правоохранительными органами.

Кроме того, информируем, что квалификационный аттестат аннулируется согласно требованиям, указанным в части 7 статьи 29 Закона о кадастре.

При этом на основании части 8 статьи 29 Закона о кадастре принятие решения об аннулировании квалификационного аттестата относится к компетенции квалификационной комиссии, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 16, пунктов 2, 5, 6 части 1 статьи 22 Закона о кадастре установлен перечень документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка (в том числе описания местоположения границ земельного участка).

Указанные документы в полном объеме представлялись заинтересованным лицом в орган кадастрового учета.

Согласно информации, предоставленной ФГБУ "ФКП Росреестра", сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> внесены в ГКН на основании свидетельства о праве собственности на землю.

По результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и приложенного к нему межевого плана филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по <...> краю принято решение об учете изменений объекта недвижимости, на основании которого органом кадастрового учета изменена площадь земельного участка.

В ходе выполнения кадастровых работ, при составлении межевого плана, кадастровый инженер в разделе "заключение кадастрового инженера" отразил обоснование обнаруженной кадастровой ошибки в местоположении границы земельного участка.

Таким образом, оснований для приостановления либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений по Заявлению, предусмотренных статьей 26 и статьей 27 Закона о кадастре, не выявлено.

В то же время, по информации, предоставленной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю в ГКН содержатся актуальные сведения о земельных участках, принадлежащих заявителю на праве собственности.

Границы земельных участков заявителя в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены, имеющиеся в ГКН сведения о местоположении границ земельных участков заявителя не могут служить достоверным источником информации о взаимном расположении земельных участков.

Если у заявителя есть основания полагать, что в местоположении границ земельного участка, сведения о котором содержатся в ГКН, имеется кадастровая ошибка, то такая ошибка в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о кадастре подлежит исправлению:

в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре);

в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия);

на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Управление полагает, что уточнить границы своих земельных участков заявитель может, выполнив кадастровые работы с целью подготовки межевых планов, в том числе в порядке устранения кадастровой ошибки в сведениях ГКН земельного участка.

Учитывая несогласие с внесением изменений в сведения ГКН относительно местоположения границ земельных участков, ранее заявителю был разъяснен порядок исправления кадастровых ошибок в сведениях ГКН.

Частью 1 статьи 28 Закона о кадастре установлено, что кадастровой ошибкой является воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН.

Полученные в результате проведения кадастровых работ в отношении земельных участков межевые планы необходимо оформить в соответствии с требованиями к их подготовке, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования), и представить в орган кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию. Акт согласования границ является неотъемлемой частью межевого плана, подтверждающего вновь установленные границы земельного участка, и является приоритетным документом.

Согласно статье 67 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, подтверждающих право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.

При этом кадастровый инженер должен отразить в своем заключении (специальный раздел межевого плана) обоснование обнаруженной кадастровой ошибки. Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки.

Обращаем внимание, что в случае несогласия собственника объекта недвижимости на внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка, в сведениях которого допущена кадастровая ошибка, или иной причины невозможности получения письменного заявления, заинтересованное лицо инициирует обращение в суд для решения вопроса о внесении данных изменений в отношении объекта недвижимости в сведения ГКН с приложением необходимых для принятия такого решения документов.

Поскольку ситуация заявителя согласно статье 64 Земельного кодекса РФ также может быть решена в судебном порядке дополнительно сообщаем, что, как правило, при решении земельных споров суд назначает проведение судебной землеустроительной экспертизы.

В соответствии со статьей 79 Гражданского процессуального кодекса "Назначение экспертизы":

1. При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

2. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной экспертизы.

Начальник Управления
обеспечения кадастровых
и землеустроительных работ
Д.А.МОЛОДЕНКОВ