См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 29 августа 2023 г. N 13-00809/23
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Управление нормативно-правового регулирования в сферах регистрации недвижимости, геодезии и картографии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление), рассмотрев в пределах своей компетенции обращение (далее - Обращение), сообщает.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение), Росреестр осуществляет в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения.
Кроме того, исходя из положений пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", письма Росреестра не являются нормативными правовыми актами и не запрещают руководствоваться положениями действующего законодательства.
В этой связи письма Росреестра и его структурных подразделений не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм. Кроме того, содержащееся в данных письмах мнение не является официальным актом толкования правовых норм, соответственно, не может быть рассмотрено в качестве обязательного государственного предписания.
Дополнительно сообщаем, что в обращении отсутствуют сведения об уникальных характеристиках, позволяющих идентифицировать объект недвижимости, в связи с чем представить подробные пояснения по существу изложенных в обращении вопросов не представляется возможным.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Исходя из информации, изложенной в Обращении, уточняется возможность изменения назначения здания с "садовый дом" на "жилой дом", расположенного на земельном участке с видом разрешенного использования "Для ведения садоводства" (расположенного на территории СНТ).
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Федеральному закону N 218-ФЗ, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ сведений, содержащихся в ЕГРН (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ определены виды объектов недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет, к которым в том числе относятся здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ в ЕГРН в том числе вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества:
- назначение здания (нежилое, многоквартирный дом, жилой дом, садовый дом, гараж), если объектом недвижимости является здание;
- назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение;
- назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение.
Следует отметить, что в соответствии с положениями действующего законодательства изменение назначения здания возможно путем:
- проведения реконструкции в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
- признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Постановление N 47).
В случае волеизъявления гражданина, являющегося собственником садового или жилого дома, возможно признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в порядке признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном Постановлением N 47 (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 55 Порядка садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган).
Перечень документов, необходимых для предоставления в уполномоченный орган, установлен пунктом 56 Порядка.
Пунктом 22 части 1 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в случае признания жилого дома садовым домом или садового дома жилым домом.
В этой связи в случае принятия уполномоченным органом решения о признании жилого дома садовым домом или садового дома жилым домом сведения о назначении здания будут внесены ЕГРН не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления такого решения в порядке межведомственного информационного взаимодействия, при условии отсутствия оснований для направления уведомления о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН (части 1 и 2 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ).
Необходимо обратить внимание, что Порядком в целях признания жилого дома садовым домом или садового дома жилым домом не предусмотрено проведение работ по реконструкции.
Кроме того, порядок изменения сведений, содержащихся в ЕГРН, о соответствующем объекте недвижимости (в том числе здании) по результатам проведения работ по реконструкции либо в рамках реализации Порядка является различным.
Внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, по результатам реконструкции объекта недвижимости, осуществляется в рамках государственного кадастрового учета на основании технического плана, который будет содержать все необходимые сведения о характеристиках такого объекта, измененных после проведения реконструкции (пункт 7.3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
При этом внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в рамках реализации Порядка, осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия (статья 32 Федерального закона N 218-ФЗ).
Таким образом, изменение назначения здания путем проведения реконструкции и в рамках реализации Порядка являются различными процедурами.
Также не представляется возможным понять причины расхождения сведений, содержащихся в ЕГРН, о соответствующем здании с назначением "садовый дом" с фактическими характеристиками такого здания, учитывая, что работы по реконструкции не проводились.
В случае, если указанные расхождения являются следствием наличия технической/реестровой ошибки, то такие ошибки подлежат исправлению в порядке, предусмотренном статьей 61 Федерального закона N 218-ФЗ. Также потребуется приложение документа, подтверждающего наличие соответствующей ошибки.
Начальник Управления
нормативно-правового регулирования
в сферах регистрации недвижимости,
геодезии и картографии
Э.У.ГАЛИШИН