См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 27 ноября 2020 г. N 13-00428/20

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление законодательства в сфере регистрации недвижимости и кадастровой деятельности Росреестра (далее - Управление), рассмотрев обращение, сообщает.

Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение), Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 части 1 статьи 26 и частями 1 и 2 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ). При этом действующим законодательством пределы пересечения границ земельных участков с границами других земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, не установлены.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке утверждены приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. N 90 (далее - Требования). При этом, средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек рассчитывается для оценки точности определения координат характерных точек (пункт 4 Требований).

Также отмечаем, что статьей 43 Закона N 218-ФЗ предусмотрена возможность уточнения описания местоположения границ земельного участка. При этом, исходя из комплексного анализа положений Закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается, в том числе в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки).

Кроме того, согласно части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Учитывая изложенное, по мнению Управления, в отношении земельных участков, границы которых имеют общую (смежную) часть границ, то есть смежных земельных участков, в ЕГРН должны содержаться идентичные сведения о координатах характерных точек смежных частей их границ.

Вместе с тем, учитывая, что в обращении речь идет об объединении смежных земельных участков, характерные точки смежной части границ которых, согласно сведениям ЕГРН, имеют несколько значений координат, отличающихся не более чем на величину средней квадратической погрешности местоположения характерных точек границ, установленной для земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов (0,10 м), полагаем возможным отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

Учитывая положения части 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ, при объединении смежных земельных участков одновременно осуществляются учетно-регистрационные действия в отношении образованного земельного участка, а также снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные земельные участки.

Таким образом, по мнению Управления, в рассматриваемом случае наличие в ЕГРН нескольких значений координат характерных точек смежной части границ смежных земельных участков, которые в результате объединения одновременно с осуществлением учетно-регистрационных действий в отношении образованного из них земельного участка прекращают свое существование, не препятствует постановке на государственный кадастровый учет и осуществлению государственной регистрации прав в отношении образованного земельного участка (при наличии соответствующего обоснования в разделе "Заключение кадастрового инженера" представленного в орган регистрации прав межевого плана).

При этом площадь земельного участка, образуемого путем объединения исходных земельных участков, должна быть равна сумме площадей исходных земельных участков.

В случае, если изложенные в обращении обстоятельства (пересечения или разрывы между земельными участками) относятся к земельным участкам, не являющимся исходными земельными участками, такие обстоятельства будут являться причиной приостановления государственного кадастрового учета, образуемого (образуемых) земельных участков. В данной ситуации необходимо будет обеспечить подготовку межевого плана в связи с уточнением местоположения границ исходных земельных участков и межевого плана в связи с образованием земельных участков (абзац двенадцатый пункта 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921).

Начальник Управления законодательства
в сфере регистрации недвижимости
и кадастровой деятельности
Э.У.ГАЛИШИН