См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 27 апреля 2017 г. N 14-04910/17

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра), рассмотрев обращение, поступившее из Минэкономразвития России, сообщает следующее.

Прежде всего, отмечаем, что:

решение о государственной регистрации, приостановлении государственной регистрации или отказе в государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов; Росреестр в соответствии с законодательством Российской Федерации не уполномочен проводить правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию в территориальный орган Росреестра документов, принимать решения о законности решений, принятых государственными регистраторами прав, отменять (приостанавливать) их, а также давать указания своим территориальным органам о принятии соответствующего решения по конкретному делу;

в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судом, арбитражным судом или третейским судом.

Информация об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества содержит сведения, отнесенные частью 13 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) к сведениям ограниченного доступа (в частности, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов), которые могут быть предоставлены только лицам, указанным в пунктах 1 - 17 названной части, в том числе самим правообладателям либо их представителям.

По вопросу осуществления филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Псковской области (далее - Филиал) государственного кадастрового учета жилого дома по адресу: <...>, который, как указано в обращении, представляет собой "деревянный сруб, накрытый кровлей, без фронтонов, окон, дверей", отмечаем следующее.

По информации Филиала, сведения об указанном жилом доме, в том числе о его характеристиках, внесены в государственный кадастр недвижимости в декабре 2015 г. на основании соответствующего заявления и приложенного к нему технического плана, подготовленного на основании декларации об объекте недвижимости.

В этой связи отмечаем, что согласно части 8 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент осуществления государственного кадастрового учета жилого дома, далее - Закон о кадастре) сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указывались в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта таких объектов недвижимости; в случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указывались в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составлялась и заверялась правообладателем земельного участка, на котором находился такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находился такой объект недвижимости; указанная декларация прилагалась к техническому плану и являлась его неотъемлемой частью.

В указанную норму Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (вступили в силу с 04.07.2016 и утратили силу с 01.01.2017) были внесены изменения, согласно которым сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указывались в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации. Аналогичное требование в настоящее время предусмотрено частью 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2017.

Таким образом, на момент осуществления в 2015 г. государственного кадастрового учета жилого дома по адресу: <...> необходимость подготовки технического плана жилого дома на основании разрешения на строительство отсутствовала.

Вместе с тем отмечаем, что за внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, указанное лицо несет административную ответственность (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Также обращаем внимание на то, что выезд сотрудников Филиала по месту нахождения объекта недвижимого имущества с целью проверки его соответствия описанию, указанному в представленных для осуществления государственного кадастрового учета документах, действующим (и ранее действовавшим) законодательством не предусмотрен.

Дополнительно сообщаем, что:

в силу части 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права; зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке;

квалификацию действий (бездействия) должностных лиц, в том числе федеральных государственных гражданских служащих территориального органа Росреестра, в качестве противоправных (преступных) осуществляют уполномоченные на это органы в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заместитель начальника Управления
методического обеспечения и анализа
в сфере регистрации прав
и кадастрового учета
А.В.ВОЛЫНЦЕВА