См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 24 мая 2016 г. N 14-исх/07283-ГЕ/16

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копии письма Федерального агентства морского и речного транспорта, а также письма Минэкономразвития России от 13.05.2016 N Д23и-2126 относительно осуществления государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд.

Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

В соответствии с пп. 5.4.(1).1, 5.4.(1).2 Положения о Федеральном Агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации Росморречфлот наделен полномочиями по принятию решений о резервировании земельных участков.

В целях реализации подпрограммы "Внутренний водный транспорт" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 N 848, Федеральным агентством морского и речного транспорта в настоящее время проводятся мероприятия по проектированию и строительству нового низконапорного гидроузла в районе хутора Арпачин Ростовской области и Нижегородского низконапорного гидроузла.

Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 22.12.2015 N СГ-429-р "О резервировании земель для государственных нужд в целях строительства низконапорного гидроузла в Багаевском районе Ростовской области (хутор Арпачин)" (далее - распоряжение Росморречфлота), установлены ограничения прав на земельные участки, указанные в приложениях к данному распоряжению, необходимые для достижения целей резервирования земель в соответствии с п. 3 ст. 70.1, ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

Порядок резервирования земельных участков определяется в соответствии с Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 441 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" (далее - Положение о резервировании земель).

В силу п. 3 Положения о резервировании земель решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов: документации по планировке территории, документов территориального планирования, в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности, государственной программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденных в установленном порядке.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (п. 6 Положения о резервировании земель).

Кроме того, орган государственной власти, принявший решение о резервировании земель, направляет копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (п. 8 Положения о резервировании земель).

Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 1222-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 9 Положения о резервировании земель).

В этой связи в январе - феврале 2016 года во исполнение распоряжения Росморречфлота в территориальные отделы Управления Росреестра по Ростовской области для проведения государственной регистрации ограничения прав на земельные участки были сданы копии распоряжения Росморречфлота.

По результатам проведенной правовой экспертизы документов государственными регистраторами Управления Росреестра по Ростовской области приняты решения о приостановлении заявлений Росморречфлота о государственной регистрации ограничения прав, в том числе по основаниям превышения срока резервирования по отдельным земельным участкам, ранее предоставленным физическим и юридическим лицам (копии прилагаются).

В силу п. 3 ст. 70.1 ЗК РФ земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на срок не более чем два года.

Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

Между тем, по мнению Росморречфлота, несмотря на то, что срок резервирования земельных участков в соответствии с распоряжением Росморречфлота составляет пять лет, государственный регистратор вправе зарезервировать земельный(ые) участок(ки) на основании данного распоряжения Росморречфлота на меньшие сроки, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает терминологического определения - начала исчисления срока резервирования земель (с момента издания распоряжения федеральным органом государственной власти либо с момента внесения соответствующих сведений в ГКН и ЕГРП).

По мнению Росморречфлота имеется также правовая неопределенность относительно порядка внесения в ЕГРП ограничения прав резервирования земель на основании правоустанавливающего документа государственного органа.

В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

При этом в силу п. 188 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 N 789, при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства, государственный регистратор (независимо от того, представил ли заявитель кадастровый паспорт или нет) направляет запрос о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, по мнению Росморречфлота, государственная регистрация ограничения прав на земельные участки на основании распоряжения о резервировании земель не требуется, так как сведения об ограничении прав к моменту государственной регистрации прав уже содержатся в сведениях государственного кадастра недвижимости.

На основании изложенного прошу Минэкономразвития России выразить позицию по затронутым вопросам.

К.В.СТАСЮК

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 мая 2016 г. N Д23и-2126

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России совместно с Росреестром рассмотрел обращение Росморречфлота по вопросу о государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельные участки на основании распоряжения о резервировании земель и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в отнесенных к его ведению сферах деятельности, и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также толкованию нормативных правовых актов.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Пунктом 9 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 (далее - Положение), предусмотрено, что государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российское Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Статьей 4 Закона о регистрации определено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон. Кроме того, пунктом 6 указанной статьи ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

При этом действующими федеральными законами не предусмотрена государственная регистрация ограничений (обременений) прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Директор Департамента недвижимости
Р.М.ЮСУПОВ