См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 23 июля 2010 г. N 14-5650-ГЕ
В связи с поступающими вопросами, связанными с вступлением с 01.03.2010 в силу изменений, внесенных в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 334-ФЗ), руководствуясь подпунктом 6.2 пункта 6 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, сообщаем следующее.
1. Относительно расписки в получении документов.
1.1. В силу пункта 14 Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 24.12.2001 N 343:
- о выдаче заявителю расписки в получении документов делается отметка в графе "Поступившие документы";
- копия расписки, выданной заявителю, приобщается к принятым на государственную регистрацию прав документам.
Согласно пункту 6 статьи 16 Закона, если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, посредством почтового отправления, расписка в получении указанных документов при наличии соответствующего указания в таком заявлении направляется по указанному в этом заявлении почтовому адресу в течение рабочего дня, следующего за днем получения данным органом указанных документов.
Таким образом, учитывая, что может возникнуть ситуация, когда расписка в получении документов не направляется, полагаем целесообразным:
- в графе "Поступившие документы" книги учета входящих документов в этом случае делать отметку о том, что расписка не выдавалась;
- расписку в получении документов тем не менее составлять и приобщать к принятым на государственную регистрацию прав документам; на такой расписке делать пометку: "Экземпляр единственный, для дела".
1.2. В соответствии со статьей 16 Закона:
- заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете;
- заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты;
- в случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующем объекте недвижимости.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), если иное не установлено Законом о кадастре, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.
Принимая во внимание изложенное, представляется целесообразным в случае представления заявления о государственной регистрации прав одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете в графе "Срок окончания государственной регистрации" расписки в получении документов указывать конкретный срок государственной регистрации и слова "со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о настоящем объекте недвижимого имущества" (например, "в течение пяти рабочих дней со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о настоящем объекте недвижимого имущества").
2. Относительно порядка приема документов на государственную регистрацию прав на объект недвижимого имущества, расположенный в муниципальном образовании, в случае поступления соответствующего заявления в аппарат территориального органа Росреестра.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено Законом.
Приказом Росрегистрации от 29.06.2005 N 85 "О принципах размещения территориальных органов Федеральной регистрационной службы" в редакции последующих приказов Росрегистрации и Росреестра (далее - Приказ):
- установлено, что территориальные органы Росреестра (приложение N 1) размещаются на территории субъектов Российской Федерации согласно принципам размещения, утвержденным Приказом;
- утверждены принципы размещения управлений Росреестра по субъекту (субъектам) Российской Федерации согласно приложениям.
Из приложений к Приказу усматривается, что территорией, на которой государственная регистрация прав осуществляется аппаратом территориального органа Росреестра, является вся территория регистрационного округа, с определением муниципальных образований, как правило, городов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, на которые распространяется юрисдикция аппарата территориального органа.
В силу пункта 4 статьи 13 Закона отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается.
Учитывая изложенное, в случае поступления в аппарат территориального органа Росреестра заявления на государственную регистрацию прав на объект недвижимого имущества, расположенный в муниципальном образовании, входящем в состав обслуживаемого им регистрационного округа, такое заявление должно быть принято. Государственная регистрация прав на основании такого заявления может быть проведена как в аппарате данного территориального органа (для чего из соответствующего обособленного отдела должен быть передан раздел ЕГРП, открытый на объект недвижимого имущества, право на который заявлено к регистрации, а также соответствующее дело правоустанавливающих документов), так и в обособленном отделе по месту расположения данного объекта недвижимого имущества (для чего заявление и приложенные к нему документы должны быть переданы в данный отдел). При этом независимо от места регистрации права на такой объект недвижимого имущества (аппарат территориального органа или обособленный отдел) документы должны быть выданы заявителю в месте их приема на государственную регистрацию, то есть в рассматриваемом случае в аппарате территориального органа, если заявителем в заявлении не указано иное.
3. Отдельные вопросы, связанные с представлением документов на государственную регистрацию прав посредством почтового отправления.
3.1. В силу пункта 4 статьи 2 Закона государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено Законом. На данный момент иное установлено Законом только для государственной регистрации прав на предприятия как имущественный комплекс и объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения - объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными и неделимыми вещами). Государственная регистрация прав на такие объекты недвижимого имущества осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации (Росреестром).
В случае представления в территориальный орган Росреестра посредством почтового отправления заявления о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на который данный орган не уполномочен осуществлять в соответствии с Законом, такое заявление и приложенные к нему документы должны быть возвращены посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении, а в сопроводительном письме указана причина, по которой документы были возвращены, а также территориальный орган Росреестра, в компетенцию которого входит проведение государственной регистрации на обозначенный в заявлении объект недвижимого имущества.
3.2. В соответствии с пунктом 83 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минюста России от 14.09.2006 N 293 (далее - Административный регламент), при установлении фактов отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям, указанным в пункте 81 Административного регламента, специалист, ответственный за прием документов, уведомляет заявителя о наличии препятствий для государственной регистрации прав, объясняет заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению.
Согласно пункту 6 статьи 16 Закона, если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, посредством почтового отправления, расписка в получении указанных документов при наличии соответствующего указания в таком заявлении направляется по указанному в этом заявлении почтовому адресу в течение рабочего дня, следующего за днем получения данным органом указанных документов.
Принимая во внимание вышеизложенное, полагаем, что:
- в случае, если в заявлении о государственной регистрации права содержится просьба заявителя о направлении расписки в получении документов посредством почтового отправления, необходимо строго руководствоваться пунктом 83 Административного регламента;
- в случае, если в заявлении отсутствует указание на необходимость направления такой расписки, соответственно, уведомление заявителя на расписке о наличии препятствий для государственной регистрации прав не требуется.
3.3. Если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены посредством почтового отправления и в заявлении имеется указание на направление расписки в получении указанных документов, учитывая, что Законом не предусмотрен специальный порядок направления такой расписки, в том числе в целях экономии средств федерального бюджета, полагаем возможным направлять данный документ посредством такого вида почтового отправления, который сочетает в себе, с одной стороны, наличие гарантии получения его заявителем и, с другой стороны, низкий уровень тарифных ставок при оплате за услуги почтовой связи. На наш взгляд, наиболее оптимальным по обозначенным выше критериям является заказное почтовое отправление.
3.4. В соответствии с абзацем десятым пункта 5 статьи 18 Закона свидетельство о государственной регистрации права и (или) иные подлежащие выдаче документы направляются заявителю или иному указанному в данном пункте лицу посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя).
Согласно абзацу шестнадцатому пункта 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, почтовым отправлением с объявленной ценностью является почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем.
Если заявитель указал в заявлении, что после проведения государственной регистрации документы должны быть возвращены ему посредством почтового отправления, на наш взгляд, сумма оценки стоимости такого почтового отправления должна быть соразмерна сумме затрат территориального органа (отдела) Росреестра на подготовку (оформление) документов, выдаваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (например, такая оценка может быть сделана на основе стоимости бланка свидетельства о государственной регистрации права).
3.5. В силу пункта 4 статьи 16 Закона, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа, заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.
При этом пунктом 2 статьи 16 Закона в том числе предусмотрено, что в случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, посредством почтового отправления:
- подтверждение полномочий заявителя доверенностью, составленной в простой письменной форме, не допускается, если заявителем является уполномоченное на то правообладателем, стороной или сторонами договора лицо;
- доверенность должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение (обременение) права на объект недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности.
Закон, включая статью 16 и ее пункт 2, специальных правил о порядке представления посредством почтового отправления документов, в том числе доверенности, органами государственной власти и органами местного самоуправления не содержит.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что в случае представления заявления о государственной регистрации прав посредством почтового отправления доверенность должна быть нотариально удостоверена независимо от правового статуса правообладателя (стороны сделки), ее выдавшего.
3.6. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. Иными словами, с заявлением о государственной регистрации прав может обратиться только лицо, которое имеет на это право в соответствии с Законом.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 16 Закона заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, посредством почтового отправления подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Таким образом, с целью идентификации лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации прав посредством почтового отправления, законодатель в пункте 2 статьи 16 Закона установил требование об обязательном нотариальном свидетельствовании подлинности подписи заявителя на таком заявлении.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что в случае поступления на государственную регистрацию посредством почтового отправления заявления, подпись заявителя в котором не засвидетельствована в нотариальном порядке, данное заявление не может рассматриваться как соответствующее по форме и содержанию требованиям Закона. У государственного регистратора также могут возникнуть обоснованные сомнения в том числе в подлинности подписи заявителя, в наличии полномочий у указанного лица на представление заявления о государственной регистрации прав.
В этой связи полагаем, что в рассматриваемом случае государственная регистрация должна быть приостановлена на основании пункта 1 статьи 19 Закона. Если в течение срока приостановления государственной регистрации сомнения государственного регистратора не будут устранены, в государственной регистрации должно быть отказано по пункту 1 статьи 20 Закона (абзацы третий, четвертый пункта 1 статьи 20 Закона - с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо, документы, представленные на государственную регистрацию, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства).
3.7. Согласно пункту 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) нотариальное удостоверение сделок обязательно:
1) в случаях, указанных в законе;
2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
В силу пункта 1 статьи 165 ГК несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
Пунктом 2 статьи 16 Закона прямо предусмотрено, что в случае направления заявления о государственной регистрации прав посредством почтового отправления сделка с объектом недвижимого имущества должна быть нотариально удостоверена, если подлежит государственной регистрации эта сделка либо на ее основании право или ограничение (обременение) права на объект недвижимого имущества.
Таким образом, в случае представления на государственную регистрацию прав посредством почтового отправления в качестве документа-основания договора, который не будет нотариально удостоверен, на наш взгляд, усматриваются основания для отказа в государственной регистрации такого договора (права на основании такого договора) (абзац четвертый пункта 1 статьи 20 Закона).
4. О направлении сообщения об отказе в государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона:
- при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется в письменной форме сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения данной статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов;
- сообщение об отказе в государственной регистрации прав должно быть выдано заявителю или его представителю лично либо при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя направлено посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении по указанному в таком заявлении или в требовании судебного пристава-исполнителя почтовому адресу;
- при наличии в таком заявлении или в требовании судебного пристава-исполнителя указания о предоставлении сообщения об отказе в государственной регистрации прав в электронной форме указанное сообщение также направляется по адресу электронной почты, указанному в таком заявлении или в требовании судебного пристава-исполнителя.
В случае отсутствия в графе "Примечание" заявления о государственной регистрации указания на необходимость направления сообщения об отказе в государственной регистрации по почте, учитывая, что не всегда имеется возможность выдачи заявителю лично сообщения об отказе, в том числе когда заявитель не имеет возможности явиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, за таким документом, полагаем возможным отметить следующее.
Руководствуясь пунктом 137 Административного регламента, государственный регистратор должен:
- указать заявителю на возможность явиться в течение пяти дней (при отказе в государственной регистрации ипотеки - не позднее следующего дня) с момента звонка (дня принятия решения) для получения оригинала сообщения (или и оригинала сообщения, и документов, подлежащих выдаче после проведения государственной регистрации прав) и соответствующие часы работы органа, осуществляющего государственную регистрацию прав (территориального отдела);
- установить наличие возможности у заявителя явиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (территориальный отдел), для получения оригинала сообщения (или и оригинала сообщения, и документов, подлежащих выдаче после проведения государственной регистрации прав) лично в течение указанного срока с момента звонка (дня принятия решения);
- если заявитель сообщил об отсутствии возможности (желания) явиться за оригиналом сообщения (или оригиналом сообщения и документами, подлежащими выдаче после проведения государственной регистрации прав), указать ему на то, что оригинал сообщения приобщен к представленным им документам и будет выдан ему одновременно с иными подлежащими выдаче документами в любой иной удобный для него приемный день (и время), а по истечении пяти дней с момента принятия решения об отказе (при отказе в регистрации ипотеки - не позднее следующего рабочего дня с этого момента) по почтовому адресу, указанному в заявлении, ему будет направлена копия сообщения.
Если в течение пяти дней (для случая государственной регистрации ипотеки - в течение следующего дня) со дня принятия решения об отказе в государственной регистрации прав заявитель не явился (не желает либо не может явиться, о чем он сообщил по телефону, или с ним не удалось связаться по телефону, поскольку телефон не указан в заявлении либо заявитель не ответил на звонок), не позднее пяти дней с момента принятия решения об отказе (при отказе в регистрации ипотеки - не позднее следующего рабочего дня с этого момента) копия сообщения должна быть направлена ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении по почтовому адресу, указанному в заявлении, а в сообщении дополнительно должно быть указано следующее:
1) если заявитель сообщил по телефону о своем отказе явиться за оригиналом сообщения (или и оригиналом сообщения, и документами, подлежащими выдаче после проведения государственной регистрации прав):
"_________ (указать дату) в _____________ (указать время) по тел. _______ Вам было сообщено об отказе в ___________________ (указать вид соответствующего действия, об осуществлении которого было представлено заявление), а также предложено ________ (указать дату окончания пятидневного срока со дня принятия решения об отказе или дату принятия решения об отказе в государственной регистрации ипотеки) явиться лично для получения сообщения (или и оригинала сообщения, и документов, подлежащих выдаче после проведения государственной регистрации прав). От получения сообщения (или и оригинала сообщения, и документов, подлежащих выдаче после проведения государственной регистрации прав) в указанный срок лично Вы отказались.
Информируем, что оригинал сообщения и иные подлежащие выдаче документы можно получить по адресу: ________________ в следующие дни и часы работы __________________. Копия настоящего сообщения направлена по адресу: __________________, указанному Вами в заявлении от __________ N _____.";
2) если заявитель отказался явиться за оригиналом сообщения (или и оригиналом сообщения, и документами, подлежащими выдаче после проведения государственной регистрации прав), но в заявлении указал свой адрес электронной почты, в связи с чем сообщение ему может быть направлено по адресу электронной почты:
"_________ (указать дату) в _____________ (указать время) по тел. _______ Вам было сообщено об отказе _________________ (указать вид соответствующего действия, об осуществлении которого было представлено заявление), а также предложено ________________ (указать дату окончания пятидневного срока со дня принятия решения об отказе или дату принятия решения об отказе в государственной регистрации ипотеки) явиться лично для получения сообщения (или и оригинала сообщения, и документов, подлежащих выдаче после проведения государственной регистрации прав). От получения сообщения (или и оригинала сообщения, и документов, подлежащих выдаче после проведения государственной регистрации прав) в указанный срок лично Вы отказались. Сообщение направлено Вам по указанному в заявлении адресу электронной почты.
Информируем, что оригинал сообщения и иные подлежащие выдаче документы можно получить по адресу: _______________ в следующие дни и часы работы: __________________. Копия настоящего сообщения направлена по адресу: __________________, указанному Вами в заявлении от ____________ N ____________.";
3) если государственному регистратору не удалось связаться с заявителем по телефону, указанному им в заявлении, но он в заявлении указал свой адрес электронной почты, в связи с чем сообщение ему может быть направлено по адресу электронной почты:
"С целью информирования Вас об отказе _________________ (указать вид соответствующего действия, об осуществлении которого было представлено заявление) с Вами ______________ (указать дату - день принятия решения об отказе) в ________________ (указать время) не удалось связаться по тел. _____________. Сообщение направлено Вам по указанному в заявлении адресу электронной почты.
Информируем, что оригинал сообщения и иные подлежащие выдаче документы можно получить по адресу: _________________ в следующие дни и часы работы: ___________________. Копия настоящего сообщения направлена по адресу: ____________, указанному Вами в заявлении от _________ N _________.";
4) если государственному регистратору не удалось связаться с заявителем по телефону, указанному им в заявлении, и, кроме того, он в заявлении не указал свой адрес электронной почты:
"С целью информирования Вас об отказе ________________ (указать вид соответствующего действия, об осуществлении которого было представлено заявление) с Вами ______________ (указать дату - день принятия решения об отказе) в ______________ (указать время) не удалось связаться по тел. _____________, кроме того, Вы также не указали в заявлении свой адрес электронной почты.
Информируем, что оригинал сообщения и иные подлежащие выдаче документы можно получить по адресу: _______________ в следующие дни и часы работы: __________________. Копия настоящего сообщения направлена по адресу: __________________, указанному Вами в заявлении от ____________ N ____________.";
5) если заявитель не указал в заявлении телефон, но указал в нем адрес электронной почты, в связи с чем сообщение ему может быть направлено по адресу электронной почты:
"В день принятия решения об отказе ___________________ (указать дату принятия решения и вид соответствующего действия, об осуществлении которого было представлено заявление) государственный регистратор не имел возможности проинформировать Вас об этом, поскольку Вы не указали в заявлении от _______ N _______ свой телефон. Сообщение направлено Вам по указанному в заявлении адресу электронной почты.
Информируем, что оригинал сообщения и иные подлежащие выдаче документы можно получить по адресу: _______________ в следующие дни и часы работы: __________________. Копия настоящего сообщения направлена по адресу: __________________, указанному Вами в заявлении от ____________ N ____________.";
6) если заявитель не указал в заявлении ни телефон, ни адрес электронной почты:
"В день принятия решения об отказе __________________ (указать дату принятия решения и вид соответствующего действия, об осуществлении которого было представлено заявление) государственный регистратор не имел возможности проинформировать Вас об этом, поскольку Вы не указали в заявлении от _______ N _________ свои телефон, а также адрес электронной почты.
Информируем, что оригинал сообщения и иные подлежащие выдаче документы можно получить по адресу: _______________ в следующие дни и часы работы: __________________. Копия настоящего сообщения направлена по адресу: __________________, указанному Вами в заявлении от ____________ N ____________.".
При этом если заявителем является представитель правообладателя, стороны (сторон) сделки, факт невручения ему оригинала сообщения не влияет на необходимость направления соответствующего экземпляра оригинала сообщения непосредственно правообладателю, стороне (сторонам) сделки. Указанный экземпляр оригинала сообщения направляется правообладателю, стороне (сторонам) сделки почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
5. Относительно направления декларации об объекте недвижимого имущества в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 3 статьи 25.3 Закона документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Форма декларации об объекте недвижимого имущества утверждена приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447.
Установленная ранее в пункте 4 статьи 8 Закона норма о предоставлении копии декларации в орган кадастрового учета или организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества с 01.03.2010 утратила силу в связи со вступлением в силу Закона N 334-ФЗ.
Однако Правила направления копии декларации об объекте недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 531 (далее - Постановление), в настоящее время не признаны утратившими силу.
Во исполнение Постановления был издан приказ Росрегистрации и Роснедвижимости от 29.09.2006 N 168/П/309 "Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных органов Федеральной регистрационной службы и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости при реализации правил направления копии декларации об объекте недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 531" (далее - Приказ).
Росреестр (его территориальные органы) является федеральным органом исполнительной власти, и он должен применять нормы действующих нормативных правовых актов так, как они изложены, то есть, не допуская самовольного их толкования.
В этой связи полагаем, что оснований не применять Постановление и Приказ не имеется.
Учитывая, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная регистрационная служба была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено и его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, полагаем целесообразным направлять копии деклараций об объекте недвижимого имущества в соответствующий территориальный орган Роснедвижимости (если на данный момент не осуществлена его реорганизация) в порядке осуществления внутриведомственного взаимодействия. При этом если на основании приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 полномочиями органа кадастрового учета наделено ФГУ "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по соответствующему субъекту Российской Федерации, то копию указанной декларации следует направлять в это ФГУ.
Позиция Росреестра по вопросам, изложенным в настоящем письме, согласована с Минэкономразвития России.
Заместитель руководителя Росреестра
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА