См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 19 сентября 2023 г. N 18-8646-ТГ/23

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев письмо публично-правовой компании "Роскадастр" от 21.08.2023 N 11-2412/23 по вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зоне с особыми условиями использования территорий "Охранная зона объекта: "Промысловый водовод ... месторождения нефти", сообщает, что согласовывает представленную позицию о том, что в соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено установление охранных зон в отношении промысловых водоводов.

Т.А.ГРОМОВА

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСКАДАСТР"

ПИСЬМО
от 21 августа 2023 г. N 11-2412/23

О ЗАПРОСЕ
ПОЗИЦИИ ПО ВОПРОСУ ВНЕСЕНИЯ В ЕГРН СВЕДЕНИЙ ОБ ОХРАННОЙ ЗОНЕ
ПРОМЫСЛОВОГО ВОДОВОДА

В публично-правовую компанию "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр") поступало на рассмотрение обращение по вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зоне с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ) "Охранная зона объекта: "Промысловый водовод ... месторождения нефти" (далее - Зона).

По данному вопросу ППК "Роскадастр" сообщает, что в адрес филиала ППК "Роскадастр" (далее - Филиал) поступали документы (содержащиеся в них сведения) для внесения в ЕГРН сведений о Зоне (далее - Документы).

По результатам рассмотрения Документов Филиалом было направлено уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН (далее - Уведомление) по основанию, предусмотренному пунктом 10 части 2 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), а именно: сведения о зоне или территории, в отношении которых представлены документы (содержащиеся в них сведения), не подлежат внесению в реестр границ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках рассмотрения Обращения ППК "Роскадастр" проведен анализ Документов и направленного Филиалом Уведомления.

По результатам проведения анализа установлено, что Документы подготовлены на основании свода правил "Трубопроводы промысловые для нефти и газа. Правила проектирования и производства работ СП 284.1325800.2016", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 978/пр (далее - Свод правил).

Согласно пункту 3.19 Свода правил промысловый трубопровод - это трубопровод с устройствами на нем для транспортирования газообразных и жидких продуктов под действием напора (разности давлений) от скважин до места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспортированию товарной продукции.

Свод правил распространяется на промысловые трубопроводы, в том числе на водоводы для транспортирования пресной, пластовой или подтоварной воды на кустовую насосную станцию.

В соответствии с пунктом 5.6 Свода правил граница промыслового трубопровода - запорная арматура, установленная на входе трубопровода на технологическую площадку или на выходе с технологической площадки, до объектов магистрального трубопроводного транспорта.

Пунктом 7.3 Свода правил определено, что для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения трубопроводов для них должны быть установлены охранные зоны по аналогии с магистральными трубопроводами по Правилам охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 (далее - Правила N 1083), и Правилам охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила N 9).

С учетом изложенного ППК "Роскадастр" отмечает, что статьей 105 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определен исчерпывающий перечень ЗОУИТ, которые могут быть установлены, к числу которых не относятся охранные зоны промысловых водоводов.

Вместе с тем, согласно пункту 6 статьи 105 ЗК РФ к ЗОУИТ относится охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, далее - Охранная зона).

В настоящее время порядок установления, изменения, прекращения существования ЗОУИТ регулируется статьей 106 ЗК РФ и статьей 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 106 ЗК РФ определено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ, за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены в том числе исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается ЗОУИТ, или критерии таких объектов, виды территорий (далее - Положение).

В настоящее время Положение в отношении Охранных зон, предусмотренное статьей 106 ЗК РФ, не утверждено Правительством Российской Федерации.

Частью 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ предусмотрено, что до 01.01.2025 установление, изменение или прекращение существования ЗОУИТ (за исключением случаев, если до 01.12.2019 Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции Закона N 342-ФЗ) утверждено положение о ЗОУИТ соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 статьи 26 Закона N 342-ФЗ.

До дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ порядок установления Охранных зон регулировался Правилами N 1083 и Правилами N 9.

Правилами N 1083 и Правилами N 9 не предусмотрено установление границ охранных зон промысловых водоводов.

С учетом изложенного, по мнению ППК "Роскадастр", Уведомление направлено Филиалом в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В целях формирования единой правоприменительной практики ППК "Роскадастр" просит Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии согласовать данную позицию или направить иное мнение по изложенному вопросу.

Заместитель начальника
Управления обеспечения ведения
реестра границ и кадастровых карт
Д.В.НИКОЛАЕНКОВ