См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 19 февраля 2016 г. N 14-01159/16@

О РАССМОТРЕНИИ ПИСЕМ

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление), рассмотрев письма ФГБУ "ФКП Росреестра", сообщает.

Позиция Управления по вопросу принятия органом кадастрового учета решения по результатам рассмотрения заявления о кадастровом учете объекта недвижимости (объектов недвижимости, образованных из объекта недвижимости), в отношении которого в государственном кадастре недвижимости имеются сведения об ограничении права в виде ареста, направлялась в ФГБУ "ФКП Росреестра" в рамках рассмотрения обращения юридического лица письмом от 20.05.2014 N 14-06458/14.

Как сообщалось в указанном письме, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

Целью государственного кадастрового учета объектов недвижимости является последующая государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на данный объект недвижимости.

При этом статьей 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества, и применяются в том числе для сохранности имущества.

Кроме того, исходя из норм действующего законодательства, запрет распоряжения - это ограничение прав собственника в течение определенного срока не совершать какие-либо действия с имуществом, которые могут привести к его отчуждению.

При этом арест, наложенный судом в качестве обеспечительной меры, по нашему мнению, не дает возможности в целом распоряжаться объектом недвижимого имущества, в отношении которого он наложен, в том числе осуществлять его раздел или иные преобразования.

Данный вывод также следует, например, из определения Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.05.2013 по делу N 41-23979/12 "Об обеспечении иска".

В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем следующее.

При решении вопроса о возможности осуществления того или иного учетного действия орган кадастрового учета должен учитывать объем ограничения права. Необходимую информацию можно получить, направив запрос в порядке внутриведомственного взаимодействия в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

Учитывая изложенное, полагаем, что при поступлении в орган кадастрового учета заявления и (или) документов, необходимых для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в отношении которого наложен арест, органу кадастрового учета следует принимать решение о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре в случаях, если изменение соответствующих сведений государственного кадастра недвижимости может повлиять на изменение правового режима объекта недвижимости, в отношении которого наложен арест (например, изменение сведений о виде разрешенного использования земельного участка, категории земель, к которой отнесен земельный участок, назначении здания, помещения).

Если изменение сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, в отношении которого наложен арест, не влияет на изменение правового режима такого объекта, например, изменение адреса, кадастровой стоимости объекта недвижимости, осуществление кадастрового учета полагаем возможным.

Аналогично считаем, что в отношении указанного объекта недвижимости может быть исправлена обнаруженная органом кадастрового учета техническая ошибка, осуществлен учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий, если объектом недвижимости является земельный участок.

Также могут быть внесены изменения в соответствии с частью 3.1 статьи 25 Закона о кадастре в сведения государственного кадастра недвижимости о смежном земельном участке, в отношении которого наложен арест (при этом соответствующая часть границы земельного участка должна быть согласована с правообладателем данного смежного земельного участка). В данном случае нарушение режима ареста не происходит, поскольку установление описания границ земельного участка не является распоряжением земельным участком (см. определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2015 по делу N 305-КГ/15-7535).

В случае поступления заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (объектов недвижимости), образованных из объекта недвижимости, на который наложен арест, осуществление кадастрового учета, на наш взгляд, должно приостанавливаться по вышеуказанному основанию.

Кроме того, полагаем, что органом кадастрового учета не должно осуществляться аннулирование и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости, в отношении которого наложен арест, носящих временный характер, поскольку это приведет к прекращению существования самого предмета ареста.

Рассмотрение вопроса о возможности осуществления учета преобразуемого объекта недвижимости или снятия с учета преобразуемых объектов недвижимости в случаях, указанных в частях 3 и 3.1 статьи 24 Закона о кадастре, должно осуществляться с учетом изложенного и содержания ареста (в том числе с учетом того, в отношении какого объекта недвижимости (образованного или исходного) наложен арест).

Внесение в государственный кадастр недвижимости в отношении объекта недвижимости сведений об ограничении права в виде ареста или установленном запрете на совершение кадастровых процедур, возникающих на основании решений (актов) уполномоченных лиц и органов (не судов), полагаем возможным в порядке, аналогичном установленному пунктом 62.1 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.

И.о. начальника Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Ю.В.КУНИЦЫНА

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 20 мая 2014 г. N 14-06458/14

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, поступившее из Минэкономразвития России, учитывая информацию, представленную ФГБУ "ФКП Росреестра", сообщает следующее.

По результатам рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним межевого плана, подготовленного в связи с образованием многоконтурного земельного участка путем раздела земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с кадастровым номером, органом кадастрового учета принято решение об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости (далее - Решение) на основании пункта 2 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).

Одной из причин отказа послужило в том числе наличие в государственном кадастре недвижимости ареста, наложенного на преобразуемый земельный участок с кадастровым номером, о чем имеется запись в разделе "Заключение кадастрового инженера" представленного межевого плана.

Согласно приложенной к обращению копии постановления Тверского районного суда г. Москвы данным судом наложен арест на земельный участок с кадастровым номером, а также запрет собственнику земельного участка на распоряжение имуществом в виде заключения договоров купли-продажи, аренды, залога и иных сделок, предметом которых является отчуждение или обременение данного имущества.

В соответствии со статьей 1 Закона о кадастре государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

Целью государственного кадастрового учета объектов недвижимости является последующая государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на данный объект недвижимости.

При этом статьей 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества, и применяются в том числе для сохранности имущества.

Кроме того, исходя из норм действующего законодательства, запрет распоряжения - это ограничение прав собственника в течение определенного срока не совершать какие-либо действия с имуществом, которые могут привести к его отчуждению.

При этом арест, наложенный судом в качестве обеспечительной меры, по нашему мнению, не дает возможности в целом распоряжаться объектом недвижимого имущества, в отношении которого он наложен, в том числе осуществления его раздела или иных преобразований.

Данный вывод также следует, например, из определения Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.05.2013 по делу N 41-23979/12 "Об обеспечении иска".

При этом отмечаем, что в соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Дополнительно информируем, что в соответствии с частью 13 статьи 27 Закона о кадастре решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.

Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО