См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 18 июня 2021 г. N 11-01070/21

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Управление нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений и гражданского оборота недвижимости Росреестра (далее - Управление) рассмотрело обращение по вопросу заключения договора по участию в свободной экономической зоне (далее - СЭЗ) и сообщает.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", письма Росреестра не являются нормативными правовыми актами и не запрещают руководствоваться положениями действующего законодательства.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона разъяснение (толкование) федерального закона должно осуществляться, равно как и принятие, подписание и обнародование актов законодательного органа, с обязательным соблюдением требований статей 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов.

В этой связи по поставленным в обращении вопросам Управление может высказать только свою точку зрения, не подлежащую обязательному применению на практике, заключающуюся в следующем.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).

В соответствии с подпунктом 38 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка участнику СЭЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 377-ФЗ).

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, утвержденным приказом Росреестра от 2 сентября 2020 г. N П/0321 (далее - перечень).

В соответствии с пунктом 65 перечня документами, подтверждающими право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемые к заявлению о приобретении прав на земельный участок в аренду участнику СЭЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя являются договор об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционная декларация и свидетельство о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в единый реестр участников СЭЗ.

Согласно пункту 3.3 формы инвестиционной декларации, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18 ноября 2015 г. N 856 в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 1 статьи 11 Закона N 377-ФЗ, инвестиционная декларация содержит сведения о земельных участках, предполагаемых к использованию при реализации инвестиционного проекта.

При этом отмечаем, что согласно части 3 статьи 17 Закона N 377-ФЗ размещение объектов, необходимых для реализации участниками СЭЗ инвестиционных проектов, может быть предусмотрено документацией по планировке территории или решением о предварительном согласовании мест размещения таких объектов в случае, если их размещение предусмотрено принятым до дня вступления в силу Закона N 377-ФЗ в соответствии с земельным законодательством решением о предварительном согласовании мест размещения таких объектов.

Таким образом представляется, что участки, необходимые для реализации участником СЭЗ договора об условиях деятельности в СЭЗ, определяются указанной документацией по планировке территории.

Вместе с тем в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, функционирования особого правового режима и функционирования СЭЗ, а также в случаях, установленных Законом N 377-ФЗ.

Начальник Управления
нормативно-правового регулирования
в сфере земельных отношений
и гражданского оборота недвижимости
В.И.КОРЯКИН