См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 17 марта 2017 г. N 14-02854/17

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращения, поступившие из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", сообщает следующее.

Прежде всего, отмечаем, что:

решение о государственной регистрации, приостановлении государственной регистрации или отказе в государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов; Росреестр в соответствии с законодательством Российской Федерации не уполномочен проводить правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию в территориальный орган Росреестра документов, принимать решения о законности решений, принятых государственными регистраторами прав, отменять (приостанавливать) их, а также давать указания своим территориальным органам о принятии соответствующего решения по конкретному делу;

в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судом, арбитражным судом или третейским судом.

По информации Управления Росреестра по <...> области (далее - Управление), 13.01.2017 государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества (садовый дом), расположенный по адресу: <...>, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) была приостановлена сроком на три месяца до 13.04.2017 в связи с тем, что на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 20.12.2016 в форме электронного образа документа, при этом дата начала действия сертификата Вашей усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) - 21.12.2016.

Управление также сообщило, что 13.02.2017 на государственную регистрацию дополнительно представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 22.12.2016, заверенная УКЭП.

При этом полагаем возможным отметить следующее.

На момент представления документов на государственную регистрацию прав (26.12.2016) действовали положения статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) (утратила силу с 01.01.2017), согласно которой:

основанием для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требовалось выдачи разрешения на строительство, являлись в том числе документы, подтверждавшие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержавшие его описание (пункт 1);

документом, подтверждавшим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержавшим описание такого объекта недвижимого имущества, являлась декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3).

При этом с 01.01.2017 вступил в силу Закон N 218-ФЗ, которым предусмотрено, что:

государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи с созданием объекта недвижимости (пункт 1 части 3 статьи 13);

государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости (часть 10 статьи 40).

На основании части 5 статьи 72 Закона N 218-ФЗ данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу; Закон N 218-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Вместе с тем согласно письму Минэкономразвития России от 22.12.2016 N 39682-ВА/Д23и, направленному во все территориальные органы Росреестра:

при рассмотрении документов, поступивших в 2016 г. и решение по которым в 2016 г. не принято, а также документов, представленных для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав, решение о котором принято в 2016 г., необходимо учитывать, что Законом N 218-ФЗ установлен ряд случаев, при которых государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно;

если одновременно с заявлением и документами на государственный кадастровый учет, представленными в 2016 г., или документами, представленными в 2017 г. для устранения причин приостановления кадастрового учета, не было представлено заявление о государственной регистрации прав, как предусмотрено абзацем десятым пункта 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ, и по правилам Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав невозможно, то имеются основания для приостановления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ на срок, установленный частью 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ;

аналогичное решение следует принимать в случае, если было представлено заявление о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, а по правилам Закона N 218-ФЗ такие действия должны осуществляться одновременно, за исключением случаев, когда государственный кадастровый учет может быть осуществлен на основании документов (содержащихся в них сведений), представленных для государственной регистрации прав, и отсутствуют иные основания, препятствующие государственной регистрации прав, в этом случае государственный кадастровый учет осуществляется без соответствующего заявления о кадастровом учете по решению государственного регистратора прав.

С учетом вышеизложенного полагаем, что государственный кадастровый учет объекта недвижимого имущества, для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, и в отношении которого в 2016 г. представлены документы на государственную регистрацию прав, может быть осуществлен без соответствующего заявления о кадастровом учете на основании сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации прав (например, в декларации об объекте недвижимого имущества).

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Заместитель начальника Управления
методического обеспечения и анализа
в сфере регистрации прав
и кадастрового учета
А.В.ВОЛЫНЦЕВА