См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 10 ноября 2022 г. N 14-9824-ТГ/22

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и учета в работе ответы/рекомендации на поступившие вопросы методического характера в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Руководителям, исполняющим обязанности руководителей территориальных органов Росреестра, Госкомрегистра, Севреестра необходимо обеспечить доведение до сведения государственных регистраторов прав соответствующей информации.

Т.А.ГРОМОВА

Приложение

ОТВЕТЫ
НА ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ПОСТУПИВШИЕ С ПИСЬМАМИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОСРЕЕСТРА

N П/П
Наименование территориального органа Росреестра
Реквизиты направленного ТО письма
Вопрос территориального органа Росреестра
Ответ Центрального аппарата Росреестра
1.
Управление Росреестра по Республике Крым и Севастополю
от 26.07.2022 N Исх/01-2207/22@
Об указании кадастровых номеров исходных земельных участков в межевом плане в случае, если они образованы путем перераспределения нескольких земельных участков
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 ЗК <1> при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 ЗК; при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 ЗК.
В этой связи одним из условий для образования земельных участков путем перераспределения является наличие общих (смежных) границ как у исходных земельных участков, так и у образуемых земельных участков.
На основании пунктов 48, 49, 54 Требований <2>:
включение реквизитов в раздел "Сведения об образуемых земельных участках" межевого плана осуществляется последовательно в отношении каждого образуемого земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ;
в реквизит "3" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" межевого плана последовательно включаются сведения о каждом образуемом путем перераспределения земельном участке;
в графах "2" и "3" реквизита "3" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" межевого плана указываются сведения об источниках образования земельного участка: соответственно кадастровые номера исходных земельных участков и их площадь, а также в случае образования земельного участка путем перераспределения земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - учетный номер кадастрового квартала, в границах которого располагаются земли, участвующие в перераспределении с исходным земельным участком;
в графе "5" реквизита "3" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" межевого плана указывается площадь части исходного земельного участка, обозначение которой приведено в графе "4" реквизита "3" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" межевого плана, или площадь части (частей) земель, включаемой в земельный участок, образуемый при перераспределении земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обозначение которой приведено соответственно в графе "4" реквизита "3" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" межевого плана;
в отношении земельных участков, образованных путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в строке "11" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" межевого плана указываются кадастровые номера исходных земельных участков.
Учитывая изложенное, при перераспределении земельных участков, в том числе если в таком перераспределении участвует множество земельных участков, расположенных в пределах "земельного массива", в отношении образуемых земельных участков в графах "2" и "3" реквизита "3" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", а также в строке "11" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" межевого плана должны быть указаны сведения (включая кадастровые номера) обо всех исходных земельных участках, участвующих в перераспределении; при этом в графах "4" и "5" реквизита "3" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" межевого плана указываются обозначения частей (и площадь) только тех исходных земельных участков, которые участвуют в образовании конкретного земельного участка, в отношении которого заполняется реквизит "3" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" межевого плана.
2.
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
от 19.09.2022 N К-40/5242/2
О необходимости получения разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации на осуществление (исполнение) сделок между нерезидентами
В соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 1 Указа N 81 <3>:
с 02.03.2022 установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц (далее - Лица недружественных государств), в том числе сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, осуществляемых (исполняемых) с Лицами недружественных государств;
сделки, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 Указа N 81, с иностранными лицами, не являющимися Лицами недружественных государств, если предметом сделок является недвижимое имущество, приобретенное после 22.02.2022 указанными иностранными лицами у Лиц недружественных государств, осуществляются (исполняются) в порядке, установленном Указом N 81.
Таким образом, исходя из буквального прочтения указанных норм пункта 1 Указа N 81, представляется, что действие Указа N 81 не распространяется на сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, между любыми нерезидентами.
3.
Управление Росреестра по Оренбургской области
от 05.09.2022 N 08-00282-ВР/22
О проведении правовой экспертизы при осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении введенных в эксплуатацию зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения
В силу части 15 статьи 40 Закона N 218-ФЗ <4> при проведении правовой экспертизы в случаях, указанных в части 13 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, в том числе в случае осуществления учетно-регистрационных действий в отношении здания, сооружения, введенного в эксплуатацию, государственным регистратором прав не осуществляется проверка:
законности выдачи уполномоченным органом или организацией разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
наличия правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено здание, введенное в эксплуатацию;
соответствия такого введенного в эксплуатацию здания виду разрешенного использования данного земельного участка и установленным применительно к этому земельному участку ограничениям прав на землю.
Закон N 218-ФЗ не содержит положений, устанавливающих исключительные случаи, в которых положения части 15 статьи 40 Закона N 218-ФЗ не применяются, например, при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении введенного в эксплуатацию здания, сооружения, расположенного на земельном участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения.
Учитывая положения пункта 1 части 3 статьи 55 ГрК <5>, правоустанавливающий документ на земельный участок является документом, необходимым для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
При этом, в силу части 1 статьи 19 Закона N 218-ФЗ (в действующей с 01.09.2022 редакции Закона N 408-ФЗ <6>) правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположено заявленное к осуществлению учетно-регистрационных действий введенное в эксплуатацию здание, сооружение, подлежит представлению указанным в части 1 статьи 19 Закона N 218-ФЗ органом (иным лицом) в орган регистрации прав с соответствующим заявлением, если в ЕГРН <7> отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на этот земельный участок. В данном случае непредставление в орган регистрации прав заявления и документов, необходимых для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении соответствующего земельного участка, если в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на него и соответствующее право подлежит регистрации, является основанием для приостановления учетно-регистрационных действий в отношении расположенного на нем введенного в эксплуатацию здания, сооружения по заявлению, представленному указанным в части 1 статьи 19 Закона N 218-ФЗ органом (иным лицом).
Также полагаем возможным отметить следующее.
Согласно пункту 2 статьи 78 ЗК использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 ЗК, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
В этой связи ЗК установлены в том числе случаи, когда в целях осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществление перевода таких земель в земли иных категорий не требуется.
При этом в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7 ЗК правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ <8> установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Учитывая подпункт 1 пункта 2 статьи 71 ЗК, соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, является предметом государственного земельного надзора.
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 статьи 8.8 КоАП <9>, влечет наложение административного штрафа (часть 1 статьи 8.8 КоАП).
Учитывая изложенное, полагаем, что осуществление учетно-регистрационных действий в отношении введенного в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения, не препятствует проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении такого земельного участка на предмет соблюдения соответствующим лицом требований к его использованию и охране при наличии оснований, предусмотренных статьей 57 Закона N 248-ФЗ <10>.
4.
Управление Росреестра по Республике Башкортостан
от 29.09.2022 N 22-16075/210
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, отнесенные решением МЧС России <11> к числу объектов гражданской обороны, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Частью 6.1 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрены особенности осуществления учетно-регистрационных действий в отношении созданного до дня вступления в силу Постановления N 3020-I <12> (до 21.01.1992) объекта недвижимости, отнесенного решением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (МЧС России), к числу объектов гражданской обороны, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, до 01.01.2025 документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении указанного в части 6.1 статьи 70 Закона N 218-ФЗ объекта недвижимости, а также содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об этом объекте недвижимости указываются в техническом плане, является предусмотренная частью 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ Декларация <13>.
На основании пункта 3 Требований к подготовке декларации <14> в случае, установленном частью 6.1 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, в отношении объектов недвижимости, отнесенных решением МЧС России к числу объектов гражданской обороны, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляется Декларация, содержащая описание такого объекта недвижимости, и заверяется представителем федерального органа исполнительной власти, органа власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение имуществом, находящимся в собственности соответствующего публично-правового образования. В указанном случае Декларация в приложение к техническому плану не включается.
Учитывая изложенное, в отношении указанных в части 6.1 статьи 70 Закона N 218-ФЗ объектов недвижимости:
государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно на основании технического плана, подготовленного на основании Декларации, в случае, когда сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН;
государственная регистрация прав осуществляется без одновременного государственного кадастрового учета на основании Декларации в случае, когда сведения о соответствующем объекте недвижимости содержатся в ЕГРН;
может быть осуществлено внесение сведений в ЕГРН как о ранее учтенных объектах недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 69 Закона N 218-ФЗ, при наличии документов, поименованных в части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ.
В целях осуществления учетно-регистрационных действий в отношении указанных в части 6.1 статьи 70 Закона N 218-ФЗ объектов недвижимости представление в орган регистрации прав решения МЧС России об отнесении соответствующих объектов недвижимости к числу объектов гражданской обороны, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не требуется. Данная информация указывается в Декларации путем внесения в строку "Назначение сооружения:" предусмотренного группами (подгруппами) видов назначений сооружений, применяемыми в целях оформления Декларации (приложение к Требованиям к подготовке декларации), назначения "17. Сооружения гражданской обороны (в том числе сооружения обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций)" (пункт 12 Требований к подготовке декларации).
5.
Управление Росреестра по Ленинградской области
от 06.09.2022 N ИСХ/11644
О необходимости проверки площади жилого дома при осуществлении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления учетно-регистрационных действий в порядке, предусмотренном частями 12, 13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ
На основании части 13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления учетно-регистрационных действий в случае, предусмотренном частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет наличия или отсутствия только указанных в части 13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок и соответствия:
ограничениям, установленным в зонах с особыми условиями использования территорий, сведения о которых внесены в ЕГРН и (или) сведения о которых содержатся в документе, устанавливающем или удостоверяющем право на земельный участок, в границах которого расположен жилой дом;
предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом и правилами землепользования и застройки, за исключением соответствия минимальным отступам от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений.
В соответствии с пунктом 39 статьи 1 ГрК объект индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Согласно части 6 статьи 30 ГрК в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 38 ГрК установлен исчерпывающий перечень предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, включающий в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Учитывая изложенное, поскольку пунктом 39 статьи 1 ГрК не установлены предельные параметры (минимальные и (или) максимальные) площади объекта индивидуального жилищного строительства, указанные параметры также в соответствии с частью 6 статьи 30, частью 1 статьи 38 ГрК не указываются в градостроительном регламенте, площадь жилого дома, заявленного для осуществления учетно-регистрационных действий в порядке, предусмотренном частями 12, 13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, не является, на наш взгляд, предметом проводимой государственным регистратором прав правовой экспертизы документов, за исключением случаев, если такой жилой дом расположен на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, поскольку пунктом 4 статьи 11 Закона N 74-ФЗ <15> установлена предельная площадь такого жилого дома, составляющая не более пятисот квадратных метров.
6.
Управление Росреестра по Оренбургской области
от 23.09.2022 N 08-16682/22
Об аренде концессионером земельного участка для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения при наличии в ЕГРН записи о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования таким участком
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 ЗК).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 269 ГК <16> лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование:
осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование;
вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества; здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 ЗК, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 статьи 41 ЗК (пункт 1 статьи 41 ЗК).
Частью 1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ <17> предусмотрено, что одной из сторон концессионного соглашения является концедент (в том числе Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации, или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, или орган публичной власти федеральной территории).
В соответствии с положениями части 1 статьи 11 Закона N 115-ФЗ земельный участок, на котором располагается объект концессионного соглашения и (или) который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, может быть предоставлен концессионеру в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Закон N 115-ФЗ предусматривает необходимость прекращения права оперативного управления объектом концессионного соглашения, за исключением случаев, установленных Законом N 115-ФЗ (при этом прекращение этого права осуществляется в общем порядке, предусмотренном ГК).
Однако положения о необходимости прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположен (или будет создан) объект концессионного соглашения (по аналогии с прекращением права оперативного управления объектом концессионного соглашения) в связи с передачей такого участка в аренду концессионеру, в Законе N 115-ФЗ отсутствуют.
В то же время в случае передачи земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, в аренду в отношении земельного участка возникнет два конкурирующих лица, каждое из которых обладает исключительным правом использовать земельный участок для собственных нужд; предоставление собственником земельного участка в аренду предполагает передачу арендатору исключительных прав владения и пользования земельным участком, в связи с чем заключение договора аренды, на наш взгляд, возможно только после прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Аналогичное мнение высказано в письме Департамента недвижимости Минэкономразвития России, являвшегося до 21.01.2020 федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, от 19.12.2008 N Д23-1347 (размещено в свободном доступе, в том числе справочной правовой системе "Консультант Плюс").
Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд, передача в аренду концессионеру земельного участка для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения возможна после прекращения права постоянного (бессрочного) пользования таким участком (либо одновременно с прекращением такого права); наличие в ЕГРН зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является препятствием для государственной регистрации договора аренды этого участка, в том числе заключенного в рамках концессионного соглашения.
7.
Управление Росреестра по Смоленской области
от 07.10.2022 N 06-25390/22-ТШ
Имеются ли основания для приостановления государственной регистрации, если в договоре купли-продажи недвижимости содержатся сведения (нахождение объекта капитального строительства на земельном участке), которые не совпадают со сведениями, содержащимися в ЕГРН (отсутствие связи объекта капитального строительства с указанным земельным участком)
Одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК).
Необходимо также учитывать положения статьи 35 ЗК, согласно которой при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (пункт 1); собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (пункт 3).
В соответствии со статьей 552 ГК:
по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования (пункт 1);
в случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом (пункт 2);
продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором; при продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (пункт 3).
В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (статья 554 ГК).
Согласно части 1 статьи 57 Закона N 218-ФЗ при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно на основании заявления проводится государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве собственности.
Учитывая вышеизложенное, государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок в порядке части 1 статьи 57 Закона N 218-ФЗ должна осуществляться на основании заявления правообладателя, сторон договора (уполномоченных ими лиц) с приложением документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ не предусмотрено приостановление государственной регистрации прав при отсутствии в ЕГРН "связи здания с земельным участком" (отсутствии в ЕГРН сведений о расположении здания в границах конкретного земельного участка). При этом непредставление правообладателем одновременно с заявлением (и документами) о государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество заявления о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, на котором расположено указанное недвижимое имущество, и иных документов, необходимых для проведения такой государственной регистрации, является основанием для приостановления государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.

--------------------------------

<1> ЗК - Земельный кодекс Российской Федерации.

<2> Требования - Требования к подготовке межевого плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Росреестра от 14.12.2021 N П/0592.

<3> Указ N 81 - Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации".

<4> Закон N 218-ФЗ - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

<5> ГрК - Градостроительный кодекс Российской Федерации.

<6> Закон N 408-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2021 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<7> ЕГРН - Единый государственный реестр недвижимости.

<8> Закон N 172-ФЗ - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

<9> КоАП - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

<10> Закон N 248-ФЗ - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

<12> Постановление N 3020-I - Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

<11> МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

<13> Декларация - Декларация об объекте недвижимости.

<14> Требования к подготовке декларации - Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и составу содержащихся в ней сведений, утвержденные приказом Росреестра от 04.03.2022 N П/0072.

<15> Закон N 74-ФЗ - Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

<16> ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации.

<17> Закон N 115-ФЗ - Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".