См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 3 ноября 2015 г. N 14-10275/15

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, в том числе направленное Минэкономразвития России, учитывая информацию, представленную ФГБУ "ФКП Росреестра", сообщает.

По результатам рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органом кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (далее - Решение).

Основанием для принятия Решения послужили следующие обстоятельства, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка:

межевой план составлен без учета внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном (лесном) участке с кадастровым номером, что не соответствует пунктам 2, 21 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования);

согласно пункту 9 Особенностей подготовки межевого плана в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 289 (далее - Особенности), в состав межевого плана включается копия предусмотренного соответствующим федеральным законом документа, являющегося основанием возникновения права собственности на такой земельный участок;

в составе представленного межевого плана отсутствует решение соответствующего органа об образовании лесного участка.

1. Согласно информации, указанной в элементе "Reason" (Вид кадастровых работ) межевого плана, представленного с заявлением, данный межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью кв. м, с категорией земель - "земли лесного фонда", расположенном по адресу, находящемся в собственности Российской Федерации. Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости в декабре 2012 г. на основании Акта о включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках в границах регистрационного округа, датированного 2012 г., приказа Государственного комитета по лесу от 18.06.2012 N 312 "О разделе лесного (земельного) участка", плана лесного участка.

2. В строке 1 реквизита "4" заявления от 19.05.2015, представленного в орган кадастрового учета, содержится ссылка на часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК).

Исходя из положений статьи 8 ЛК, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, право собственности на них считается возникшим в силу закона вне зависимости от момента регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

В соответствии с частью 3.1 статьи 38 Закона о кадастре в межевом плане, подготовленном в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в ЕГРП, приводятся сведения, позволяющие отнести такой земельный участок к имуществу, право на которое возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации данного права.

Согласно Особенностям при выполнении кадастровых работ по образованию земельного участка, право собственности на который возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в ЕГРП, в состав приложения к межевому плану включается копия предусмотренного соответствующим федеральным законом документа (документов), являющегося основанием возникновения права собственности на такой земельный участок.

При этом Особенности не раскрывают, копия какого именно документа, являющегося основанием возникновения права собственности на лесной участок, должна быть приложена к межевому плану в случае образования лесного участка государственного лесного фонда.

Кроме того, ЛК не предусматривает издание уполномоченным органом документа, являющегося основанием возникновения права собственности на лесной участок государственного лесного фонда, в связи с чем можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае в состав приложения к межевому плану не должна включаться копия документа, предусмотренная пунктом 9 Особенностей.

С учетом изложенного, представляется, что в рассматриваемом случае достаточным будет указание кадастровым инженером в разделе "Заключение кадастрового инженера" нормы федерального закона (ЛК), определяющей, что право собственности на такой лесной участок государственного лесного фонда возникает не с момента государственной регистрации права в ЕГРП. (При этом в разделе "Заключение кадастрового инженера" межевого плана, представленного с заявлением, содержится ссылка на часть 1 статьи 8 ЛК.)

При этом указанная позиция направлялась Росреестром в Минэкономразвития России. (Позицией Минэкономразвития России Росреестр на данный момент не располагает.)

3. Как сообщило ФГБУ "ФКП Росреестра", указание в Решении органом кадастрового учета на отсутствие в межевом плане решения уполномоченного органа об образовании лесного участка является ошибочным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с проектной документацией лесных участков.

В разделе "Исходные данные" межевого плана, представленного с заявлением, кадастровым инженером указано, что при подготовке данного межевого плана им были использованы в том числе копия проекта лесного участка, заверенная Министерством промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия (далее - Проект), с приложением карты-схемы лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых. (Копия Проекта включена в состав приложения межевого плана.)

На наш взгляд и по мнению ФГБУ "ФКП Росреестра", Проект можно отнести к документу, подтверждающему образование лесного участка.

При этом отмечаем, что по результатам рассмотрения дополнительных документов, направленных на устранение причин, послуживших основанием для принятия Решения, органом кадастрового учета принято решение о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером (указанные в Решении рекомендации органа кадастрового учета были учтены в межевом плане, представленном с заявлением).

Дополнительно сообщаем, что Росреестр Законом о кадастре не уполномочен признавать законными или незаконными решения органов кадастрового учета о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости, а также отменять их. Согласно части 10 статьи 26 Закона о кадастре решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.

Заместитель начальника Управления
методического обеспечения и анализа
в сфере регистрации прав
и кадастрового учета
Ю.В.КУНИЦЫНА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области