См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 2 ноября 2015 г. N 14-исх/15646-ГЕ/15

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, направляет копию ответа заявителю.

Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 29 октября 2015 г. N 14-10131/15

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, учитывая, что в нем отсутствуют сведения (кадастровый номер, адрес (описание местоположения), позволяющие идентифицировать объекты недвижимого имущества, в связи с чем запросить информацию в Управлении Росреестра по Республике Северная Осетия - Алания и дать конкретные пояснения по описанной в обращении ситуации не представляется возможным, сообщает.

Прежде всего, необходимо отметить, что согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается.

По вопросу государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства в упрощенном порядке, а также осуществления государственного кадастрового учета таких объектов недвижимости сообщаем.

Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества (представление не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке).

В соответствии с пунктом 4 статьи 25.3 Закона о регистрации:

документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию;

разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию (сведения, содержащиеся в указанном документе) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно;

до 01.03.2018 разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается, и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.3 Закона о регистрации объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается; при этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации (пункт 5 статьи 25.3 Закона о регистрации).

Таким образом, истребование у заявителя разрешения на строительство индивидуального жилого дома, когда такой дом не является объектом незавершенного строительства, государственная регистрация права на который осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации, не допускается.

В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольными постройками; лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности; оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В соответствии с частью 8 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), пунктом 16 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403:

сведения о здании, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации здания или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта здания;

если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании или сооружении указываются в техническом плане на основании декларации, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке такой декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона о кадастре.

По информации, полученной в рабочем порядке из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Северная Осетия - Алания и Управления Росреестра по Республике Северная Осетия - Алания, обозначенная в обращении ситуация, как правило, возникает при государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства, построенные после введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК), то есть после 30.12.2004. При этом в государственный кадастр недвижимости сведения о таких объектах вносятся на основании соответствующего заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и технического плана, подготовленного на основании декларации об объекте недвижимости, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 N 628.

Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 01.03.2018 не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.

ГрК устанавливает перечень случаев, в которых для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство. Соответственно, в иных, не указанных в ГрК, случаях выдача такого документа требуется.

В силу части 2 статьи 51 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. При этом строительство объектов индивидуального жилищного строительства согласно части 17 статьи 51 ГрК к таким исключениям не относится.

В соответствии с частью 2 статьи 49 ГрК в том числе для отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объектов индивидуального жилищного строительства), экспертиза проектной документации не проводится. Однако положения, предусматривающие, что для строительства таких жилых домов подготовка проектной документации осуществляться не должна, в ГрК отсутствуют.

Таким образом, строительство индивидуального жилого дома должно осуществляться с соблюдением порядка, установленного ГрК (в том числе при наличии проектной документации и разрешения на строительство).

Учитывая, что в отношении объектов индивидуального жилищного строительства градостроительное законодательство Российской Федерации не освобождает от необходимости получения разрешения на строительство, орган кадастрового учета, в том числе в целях разрешения возникающих вопросов в процессе рассмотрения представленных на государственный кадастровый учет документов для учета такого созданного объекта индивидуального жилищного строительства, может самостоятельно направить запрос в соответствующий уполномоченный орган о выданном им разрешении на строительство объекта, в отношении которого осуществляется кадастровый учет.

Принимая во внимание изложенное, учитывая положения пункта 5 статьи 25.3, пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации, сам факт непредставления на государственную регистрацию прав разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства не может являться основанием для отказа в государственной регистрации прав на него; однако государственному регистратору не запрещено запрашивать в уполномоченном органе информацию относительного выданного им разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в отношении которого представлены документы на государственную регистрацию прав. (В частности, если в силу имеющихся сведений, например, в части площади объекта недвижимости, информации, поступившей в территориальный орган Росреестра, у государственного регистратора возникли обоснованные предположения (сомнения, требующие устранения), что объект, заявленный как объект индивидуального жилищного строительства, является, по сути, многоквартирным домом.)

Дополнительно также сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд; способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заместитель начальника Управления
методического обеспечения и анализа
в сфере регистрации прав
и кадастрового учета
И.В.ДОМРАЧЕВА