См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 1 марта 2013 г. N 14-исх/01791-ГЕ/13
В связи с вступлением в силу с 01.03.2013 пункта 6 статьи 1, пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 302-ФЗ) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии отмечает следующее.
I. По вопросам, связанным с применением статьи 1 Закона N 302-ФЗ, в части дополнения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) статьей 8.1.
1. Согласно пункту 3 статьи 8.1 ГК в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена; запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права. Такое заявление может быть подано помощником нотариуса.
То есть, как представляется, в настоящее время подача заявления о государственной регистрации прав нотариусом аналогична предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (в редакции Федерального закона от 28.02.2012 N 8-ФЗ) процедуре подачи исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления от имени граждан (в качестве уполномоченных законом лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных необходимых для осуществления такой государственной регистрации документов.
Из буквального содержания пункта 3 статьи 8.1 ГК следует, что с 01.03.2013 нотариус также может выступать не заявителем (как сейчас указано в статье 16 Закона о регистрации), то есть не представлять от своего имени заявление, а через него могут представляться заявления сторон (любой стороны) сделки. Таким образом, нотариус может передавать заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в регистрирующий орган (по аналогии с представлением заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов заявителем лично через многофункциональный центр).
Учитывая изложенное, до внесения изменений в статью 16 Закона о регистрации при применении пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации и пункта 3 статьи 8.1 ГК предлагаем руководствоваться следующим:
при государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права. Такое заявление может быть подано помощником нотариуса. В данной ситуации нотариус выступает заявителем (уполномоченным законом представителем сторон сделки);
при государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки заявление о государственной регистрации прав также может быть подано любой стороной сделки, в том числе через нотариуса. То есть нотариус также может выступать не заявителем (не представлять от своего имени заявление), а через него могут представляться (передаваться) заявления сторон (любой стороны) удостоверенной им сделки.
В пункте 3 статьи 8.1 ГК речь идет о возможности любой стороны нотариально удостоверенной сделки обратиться с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поскольку иное не установлено названной нормой, такой нотариально удостоверенной сделкой может являться в том числе и сделка об отчуждении недвижимости. В этом случае применительно к сделкам об отчуждении объекта недвижимости, учитывая, что в рассматриваемой ситуации осуществляется государственная регистрация перехода прав, которая по общему правилу проводится на основании заявления отчуждающей стороны о государственной регистрации перехода права и заявления приобретателя о государственной регистрации его прав:
если с заявлением о государственной регистрации прав обращается продавец (даритель, получатель ренты) объекта недвижимости, то он может подать заявление о государственной регистрации перехода права и заявление о государственной регистрации права собственности покупателя (одаряемого, плательщика ренты);
если с заявлением о государственной регистрации прав обращается покупатель (одаряемый, плательщик ренты) объекта недвижимости, то он также может подать заявление о государственной регистрации перехода прав и заявление о государственной регистрации своего права.
2. Пунктом 4 статьи 8.1 ГК установлено, что, если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр.
Поскольку в этой норме не указано, какие конкретно "обстоятельства" имеются в виду, до внесения изменений в Закон о регистрации предлагаем руководствоваться его действующей редакцией.
3. Согласно пункту 5 статьи 8.1 ГК, если право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки, уполномоченный в соответствии с законом орган вправе проверить законность соответствующей сделки в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.
Законом о регистрации установлено, что:
к компетенции органов по государственной регистрации относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 3 статьи 9);
при осуществлении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 13);
органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, осуществляется проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов (пункт 1 статьи 17).
Таким образом, в настоящее время регистрирующий орган проверяет законность сделки во всех случаях, когда она является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество или подлежит государственной регистрации.
Вместе с тем для нотариально удостоверенных договора об ипотеке или договора, влекущего за собой возникновение ипотеки в силу закона, Законом о регистрации (пункт 1 статьи 29) установлены пределы проверки их законности.
В этой связи в настоящее время Росреестр не усматривает законных оснований для непроведения проверки законности нотариально удостоверенных сделок с недвижимым имуществом, учитывая при этом особенности проверки законности сделки при государственной регистрации ипотеки на основании нотариально удостоверенных договора об ипотеке или договора, влекущего за собой возникновение ипотеки в силу закона (пункт 1 статьи 29 Закона о регистрации).
4. Пунктом 7 статьи 8.1 ГК установлено, что в отношении зарегистрированного права в государственный реестр может быть внесена в порядке, установленном законом, отметка о возражении лица, соответствующее право которого было зарегистрировано ранее.
Учитывая, что действующей редакцией Закона о регистрации порядок внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) отметки о возражении не установлен, Закон N 302-ФЗ также не регламентирует порядок внесения в ЕГРП данной отметки, полагаем, что отметка о возражении подлежит внесению в ЕГРП только после установления в Законе о регистрации порядка ее внесения.
Кроме того, лицо, оспаривающее зарегистрированное право в суде, вправе требовать внесения в государственный реестр отметки о наличии судебного спора в отношении этого права (пункт 7 статьи 8.1 ГК).
Как представляется, отметка о наличии судебного спора в отношении зарегистрированного права соответствует вносимой в настоящее время в соответствии с положениями пункта 6 статьи 12, пункта 2 статьи 28 Закона о регистрации, пункта 31 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 01.07.2002 N 184, записи о заявленном в судебном порядке праве требования.
II. По вопросам, связанным с применением статьи 2 Закона N 302-ФЗ в части отмены требования о государственной регистрации договоров об отчуждении недвижимости (статьи ГК 558 (договор купли-продажи жилого помещения), 560 (договор купли-продажи предприятия), 574 (договор дарения), 584 (договор ренты, в том числе с условием пожизненного содержания с иждивением). (Положения Закона N 302-ФЗ не исключают требований о необходимости государственной регистрации договоров об ипотеке и договоров участия в долевом строительстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".)
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона N 302-ФЗ правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в том числе в статьях 558, 560, 574, 584 ГК, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу Закона N 302-ФЗ.
Вместе с тем, принимая во внимание, что требование о государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество сохранено (статья 131 ГК, статья 8.1 ГК, вступающая в силу с 01.03.2013), в связи с отменой требования о государственной регистрации указанных договоров об отчуждении объектов недвижимости, заключенных с 01.03.2013, предлагаем учитывать, что:
с 01.03.2013 в отношении указанных договоров в ЕГРП не заполняется подраздел II-2 о подлежащих государственной регистрации сделках об отчуждении объектов недвижимого имущества, поскольку договоры, указанные в названных статьях ГК, не регистрируются;
соответственно, с 01.03.2013 на основании данных договоров осуществляется только государственная регистрация перехода права собственности (в соответствующих случаях также законная ипотека);
правила законов, связанные с фактом государственной регистрации именно сделок, применяются с учетом этой новации (например, правило статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации о необходимости нотариального согласия супруга покупателя жилого помещения по договору купли-продажи, совершенному другим супругом в простой письменной форме, применяться не будет).
Кроме того, поскольку законом не установлено иное, договоры купли-продажи, дарения, ренты, составленные (подписанные) до 01.03.2013 (например, 28.02.2013, равно как и 28.02.2012 и т.п.), будут подлежать государственной регистрации после 01.03.2013, так как требование об их государственной регистрации предусмотрено соответствующими нормами ГК, действовавшими до 01.03.2013 (то есть на момент составления (подписания) данных договоров), и такие договоры, если иное не установлено федеральным законом, считаются заключенными с момента их государственной регистрации (пункт 3 статьи 433 ГК), а положения ГК (в редакции Закона N 302-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу Закона N 302-ФЗ (пункт 5 статьи 2 Закона N 302-ФЗ).
Вместе с тем, принимая во внимание, что соглашение об изменении (расторжении) договора, о переводе долга, уступке прав требования также являются сделками, на основании которых возникают, изменяются, прекращаются права и обязанности, полагаем, что с учетом положений пунктов 5, 8 статьи 2 Закона N 302-ФЗ, положений ГК, в том числе пункта 2 статьи 389, пункта 2 статьи 391, заключаемые после 01.03.2013 соглашения об изменении (расторжении) зарегистрированных до 01.03.2013 договоров, о переводе долга, уступке прав требования по зарегистрированной до 01.03.2013 сделке не подлежат государственной регистрации после 01.03.2013, так как требование о государственной регистрации сделок, предусмотренных статьями 558, 560, 574, 584 ГК, Законом N 302-ФЗ отменено.
Также отмечаем, что отсутствие в разделах ЕГРП записи о возмездной сделке об отчуждении объекта (прежде всего, договора купли-продажи жилого помещения - квартиры, комнаты в квартире, жилого дома) повлечет возникновение и такой проблемы, как невозможность выгрузки в ФНС России из разделов ЕГРП данных о цене зарегистрированной возмездной сделки.
При этом сообщаем, что относительно необходимости после 01.03.2013 государственной регистрации заключаемых после 01.03.2013 соглашений об изменении (расторжении) договоров, о переводе долга, уступке прав требования по зарегистрированным до 01.03.2013 сделкам, договоров купли-продажи, дарения, ренты, подписанных до 01.03.2013, Росреестром направлен запрос в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству с просьбой сообщить мнение по данным вопросам.
О порядке применения указанных выше положений Закона N 302-ФЗ Росреестр запросил мнение Минэкономразвития России. Однако ответ Минэкономразвития России до настоящего времени в Росреестр не поступил.
По получении позиции Минэкономразвития России, Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству относительно порядка применения Закона N 302-ФЗ вы будете дополнительно проинформированы.
Относительно государственной регистрации после 01.03.2013 аренды недвижимого имущества отмечаем, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19.02.2013 принят, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 20.02.2013 одобрен федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", исключающий из пункта 8 статьи 2 Закона N 302-ФЗ указание на статьи 609, 651 и 658 ГК.
Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА