См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 29 декабря 2023 г. N ВЧ-09-03-34/47590
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу заполнения раздела 3 формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" и сообщает следующее.
Приказом Росстата от 08.11.2018 N 661 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха" утверждена форма N 2-ТП (воздух) с указаниями по ее заполнению, являющимися приложением к данному приказу (далее - Указания).
При этом указанный приказ утвержден раньше, чем изменилась система нормирования, с вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 20 Указаний раздел 3 заполняют все предприятия независимо от того, имеют ли они установленные нормативы, находятся ли те в стадии разработки или работы по ним вообще не велись.
Также предприятия, разработавшие в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и (или) временно согласованных выбросов (ВСВ) и получившие разрешения на выброс этих веществ, заполняют строки 301 - 303.
Предприятия, которые не проводили работу по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или не закончили в полном объеме эту работу и не получили соответствующего разрешения на выброс от контролирующих органов, заполняют только в графах 1, 2 и 4 строку 301, а в графе 3 ставят прочерк.
Предприятия, разработавшие в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и (или) временно согласованных выбросов (ВСВ) и получившие разрешения на выброс этих веществ, заполняют строки 301 - 303.
В графе 3 указывается объем разрешенного выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Предприятия, имеющие разрешение на выброс, по перечисленным выше графам в строке 302 выделяют данные об источниках выбросов, по которым для каждого вещества, поступающего в атмосферу, установлен норматив ПДВ, а в строке 303 - норматив ВСВ.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, получившие комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР), заполняют строку 301 графы 3 (разрешенный выброс в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду) в соответствии с данными КЭР. При этом общее значение разрешенного выброса рассчитывается как сумма значений утвержденных нормативов допустимых выбросов, технологических нормативов и значений выбросов иных загрязняющих веществ, выброшенных в отчетном году в соответствии с данными первичного учета (выброс которых является разрешенным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации).
В дальнейшем указанное значение разбивается на данные нормативов допустимых выбросов, технологических нормативов (строка 302) или временно разрешенных выбросов (строка 303) в соответствии со значениями, указанными в КЭР.
Под разрешенным выбросом для объектов НВОС II категории принимаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, а также временно разрешенные выбросы, указанные в разрешении на временные выбросы.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получивших до 1 января 2019 года разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, с 1 января 2019 года получивших или переоформивших разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, до получения комплексных экологических разрешений, предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух признаются соответственно нормативами допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, технологическими нормативами.
Под разрешенным выбросом для объектов НВОС III категории принимается сумма загрязняющих веществ I, II класса опасности (высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами, за исключением радиоактивных веществ), указанных в утвержденных НДВ, и веществ III, IV класса опасности, указанных в заявке о постановке объектов на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
При этом объекты НВОС III категории, получившие разрешение на временные выбросы, должны учитывать эти данные в строке 301 и 303.
Под разрешенным выбросом для объектов НВОС IV категории принимается их фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Также обращаем внимание, что согласно пункту 13 Указаний в случае изменения методологии исчисления показателей в пояснении к отчету указываются название документа, его реквизиты (номер, дата) и кем он утвержден.
Таким образом, при заполнении формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) необходимо руководствоваться Указаниями и терминами действующего законодательства Российской Федерации.
Заместитель Руководителя
В.В.ЧЕРНЫШЕВ