См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 29 марта 2017 г. N АС-10-02-36/6511

ОБ ИСПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ УТИЛИЗАЦИИ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в целях урегулирования вопросов, возникающих при осуществлении полномочий, установленных в сфере ответственности производителей, импортеров товаров, обеспечивающих утилизацию отходов шин, направляет для руководства и использования в работе следующую информацию.

Согласно п. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

В силу положений п. 3 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 N 1886-р.

Пунктом 12 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ установлено, что нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за истекший календарный год в зависимости от массы или числа единиц готовых товаров или массы упаковки, использованной для производства таких товаров.

Непосредственно нормативы утилизации отходов от использования товаров утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р (далее - Распоряжение N 2491-р).

Необходимо отметить, что в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, одним из максимальных нормативов утилизации от использования товаров в 2016 году, в соответствии с Распоряжением N 2491-р, установлен норматив по группе товаров - группа N 15 "Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин" - 15%, а в 2017 году - 20%.

Однако, при осуществлении Росприроднадзором государственного экологического надзора в области обращения с отходами, а также государственных функций по приему отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, выявлены факты исключения импортерами и производителями шинной продукции, шин, направленной на комплектацию транспортных средств, предназначенных для реализации, из норматива утилизации.

Данная ситуация сформировалась исходя из требований ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, которыми установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 указанной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Необходимо учитывать, что согласно п. 39 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

При этом шины, представленные в комплекте транспортного средства, имеют нормативный срок службы, установленный конкретным производителем. В среднем производители шин дают гарантию на произведенную продукцию 5 лет службы, но указанный срок может быть сокращен в зависимости от интенсивности и от климатических условий и пробега транспортного средства.

Кроме того, шины в комплектации транспортных средств являются расходным материалом, и их замена по разным причинам, в том числе, в связи с повреждением, износом от интенсивного использования транспортного средства, не находится в прямой зависимости от срока эксплуатации транспортного средства (минимум от 10 лет).

Исключение шин, направленных на комплектацию транспортных средств, предназначенных для реализации, из норматива утилизации, установленного Распоряжением N 2491-р, является неправомерным, противоречит требованиям вышеуказанных нормативных документов, не согласовывается с идеологией расширенной ответственности производителей и импортеров товаров по их утилизации, в свою очередь может повлечь бесконтрольное размещение таких отходов и росту мест образования несанкционированного размещения отходов, а также социальной напряженности вблизи таких объектов.

Согласно вышеизложенному, исключение импортерами и производителями шинной продукции шин из установленного Распоряжением N 2491-р норматива утилизации, направленных на комплектацию транспортных средств, предназначенных для реализации, является недопустимым.

А.Г.СИДОРОВ