См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 23 декабря 2020 г. N РН-09-03-32/45042

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников в составе производственного экологического контроля (далее - ПЭК) и сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) ПЭК осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.

Согласно п. 7 ст. 67 Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 утверждены требования к содержанию программы ПЭК (далее - Требования).

Согласно п. 2 Требований, программа ПЭК должна содержать сведения, в том числе об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в том числе в часть 1 статьи 22, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте НВОС (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Данные изменения вступили в силу с 01.11.2019.

Таким образом, в настоящее время юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС обязаны проводить инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют), в том числе выбросы от передвижных источников, расположенных на открытых стоянках и подобных территориях.

Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее - Порядок).

Документация по инвентаризации подлежит корректировке в случаях, предусмотренных пунктом 42 Порядка, в том числе при изменении технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и изменений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанных с инвентаризацией выбросов.

Согласно пункту 45 Порядка корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 Порядка.

Условия корректировки данных инвентаризации или проведения новой инвентаризации указаны в разделе VI Порядка.

При инвентаризации выбросов следует выявлять и учитывать качественный и количественный состав всех выбросов на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности, принимая в расчет загрязняющие вещества, которые могут образоваться, выделяться и поступать в окружающую среду. При этом нормативы допустимых выбросов разрабатываются только для стационарных источников. Выбросы передвижных источников, постоянно или временно функционирующих на производственном объекте учитываются при проведении расчетов рассеивания в качестве факторов, формирующих общий уровень воздействия на атмосферный воздух (фоновое загрязнение).

Дополнительно сообщаем, что письма Росприроднадзора не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель Руководителя
Р.Х.НИЗАМОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области