См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 19 декабря 2022 г. N ТК-10-01-34/44606

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу наличия у организаций, осуществляющих деятельность с медицинскими отходами класса "Г" лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, и в рамках компетенции сообщает следующее.

Нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с медицинскими отходами не входит в компетенцию Росприроднадора.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).

Согласно ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом.

Перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме, определен федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО), который утвержден приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.

ФККО включает в себя, в том числе, блок 7, в который входит группа отходов "Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов" (код по ФККО 7 47 800 00 00 0), которая включает в себя, в том числе отходы IV класса опасности, и данные виды отходов подлежат регулированию Федеральным законом N 89-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 89-ФЗ отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) определено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе, анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

В соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с медицинскими отходами регулируются санитарными правилами и нормами постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") (далее - Санитарные правила).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 N 681 "Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания" (далее - Критерии) утверждены Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиоактивной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания. Согласно указанным Критериям медицинские отходы делятся на пять классов опасности (А, Б, В, Г, Д).

Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава представлены в разделе X Санитарных правил, предназначенных для хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.

Исходя из вышеизложенного, в случае осуществления хозяйствующими субъектами деятельности по обращению с медицинскими отходами, классифицированные согласно Критериям как класс А, Б, В, Г, Д, хозяйствующему субъекту необходимо руководствоваться требованиями Федерального закона N 323-ФЗ, Санитарных правил.

Вместе с тем, согласно п. 5.1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания.

Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов утверждены приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026.

Порядок отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027.

Статьями 14.1, 14.4 установлены требования по обращению с отходами I и II классов опасности.

Пунктом 2 ст. 14.1 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности осуществляется Федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

В случае, если хозяйствующим субъектом отнесены отходы к отходам производства и потребления, то обращение с такими видами отходов регулируется нормами Федерального закона N 89-ФЗ.

Таким образом, отходы, отнесенные хозяйствующим субъектом к медицинским отходам, регулируются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а отходы, отнесенные к отходам производства и потребления, - законодательством в области обращения с отходами (природоохранным законодательством).

Вместе с тем в соответствии со ст. 25 Федерального закона N 89-ФЗ оценка соблюдения обязательных требований в области обращения с отходами, установленных Федеральным законом N 89-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением обязательных требований, оценка соблюдения которых проводится в рамках государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами), проводится в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) и регионального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ.

Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности определены положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 89-ФЗ, а также с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В случае если хозяйствующий субъект предполагает осуществление работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (в том числе, с отходами производства и потребления, включенными в группу отходов "Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов" (код по ФККО 7 47 800 00 00 0)), то получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, является необходимым условием осуществления лицензируемых видов деятельности в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 89-ФЗ и п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ.

Исходя из вышеизложенного, положения Федерального закона N 89-ФЗ, Федерального закона N 99-ФЗ в части получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности распространяется на отходы производства и потребления, в случае если хозяйствующий субъект предполагает осуществление работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Дополнительно сообщаем, что обращение направлено в Министерство здравоохранения Российской Федерации для рассмотрения и ответа в пределах компетенции.

Заместитель Руководителя
Т.А.КУЗНЕЦОВА