См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 2 июня 2021 г. N ЮА-03-02-34/16856

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела ответ на требование о представлении расчета сумм экологического сбора и добровольном погашении задолженности (далее - требование), направленное письмом Росприроднадзора от 19.03.2021 N АА-03-00-34/8142 и сообщает следующее.

В соответствии с определением, приведенным в п. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N - 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон), импортерами товаров признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза. Импортом товара, в соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", является ввоз товара в Российскую Федерацию без обязательства об обратном вывозе; ввозом товара, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, является совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза.

Таким образом, для целей Закона под импортерами товаров следует понимать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществивших перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерация на территорию Российской Федерации.

Пунктом 1.2 ст. 24.2 Закона установлено, что обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации возникает у импортеров товаров с момента первичной реализации товаров на территории Российской Федерации. Реализацией товаров, в соответствии с п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации, является передача на возмездной или безвозмездной основе права собственности на товары.

С учетом изложенного, обязанность по выполнению нормативов утилизации возникает у лица, фактически осуществившего ввоз (импорт) товаров. Необходимо отметить, что такая обязанность возникает именно в отношении реализованного товара.

При определении статуса лица, осуществившего перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, необходимо учитывать положения статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), в соответствии с которой по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, агент приобретает права и становится обязанным, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки, а по сделке, совершенной агентом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

При осуществлении импорта товаров агентом, действующим согласно договору от своего имени, установленные Законом обязанности импортера товаров исполняются таким агентом.

При этом в случае, если агентский договор предполагает совершение агентом тех же действий, но от имени принципала, импортером, обязанным обеспечивать выполнение нормативов утилизации, будет считаться принципал.

В связи с тем, что Общество при исполнении агентского договора действует от своего имени, Общество обязано представить в адрес центрального аппарата Росприроднадзора расчет суммы экологического сбора согласно приказу Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 "Об утверждении формы расчеты суммы экологического сбора" и его оплату по реквизитам в соответствии с требованием.

Заместитель Руководителя
Ю.А.АКИНЬШИН