См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 24 июня 2013 г. N 01/7100-13-32

О ВЫПОЛНЕНИИ
ПЕРЕЧНЯ ПОРУЧЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ МОБИЛЬНОЙ
ПРИЕМНОЙ 31 МАЯ 2013 ГОДА

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека во исполнение п. 8.2 перечня поручений по результатам работы 31 мая 2013 года мобильной приемной Президента Российской Федерации в детских учреждениях, расположенных в субъектах Российской Федерации, по вопросу допуска детей и привлечения их к работам по обслуживанию учебно-воспитательных учреждений в целях привития навыков для последующей социализации сообщает следующее.

В системе воспитания и обучения детей школьного возраста особое место занимают учреждения для детей, нуждающихся в поддержке государства, особенно с круглосуточным пребыванием детей. Большое социальное значение имеют в первую очередь учреждения для детей-сирот или детей, лишившихся родительского попечения.

В настоящее время в Российской Федерации к государственным учреждениям для детей-сирот относятся детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, дома-интернаты для детей, социальные приюты (учреждения социальной защиты).

Главной особенностью данных учреждений является длительное пребывание в них детей. При этом повышаются требования к постановке воспитательной работы, организации суточного режима, проведению оздоровительных мероприятий по сравнению с учреждениями, которые посещают дети из семей, т.е. ставится задача умелого сочетания процесса обучения, воспитания и укрепления здоровья детей и подростков.

Следует отметить, что учреждения для детей-сирот совершенствуют свою деятельность в рамках осуществления Государственной политики и реализации федеральных, региональных, местных программ в области образования, создавая условия, максимально приближенные к домашним, способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Наметилась тенденция совершенствования семейных детских домов, имеющих земельные участки, где прививаются социально-бытовые навыки детям.

На сегодняшний день использование детского труда регулируется Законом "Об образовании" от 10.06.1992 N 3266-1 (ч. 4 ст. 50) (и с 01.09.2013 Законом "Об образовании" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ч. 4 ст. 34)), постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет", постановлением Минтруда России от 07.04.1999 N 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную", СанПиН 2.4.2553-09 "Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2009 N 58, а также Типовыми положениями об учреждениях.

Согласно ч. 4 ст. 50 Закона "Об образовании" от 10.06.1992 N 3266-1 (и ч. 4 ст. 34 Закона "Об образовании" от 29.12.2012 N 273-ФЗ) привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Таким образом, важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).

В случае, если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещен.

Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его не могут принудить привлекать к труду, в т.ч. дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике и др.

Если же добровольное согласие на труд у образовательного учреждения имеется, то важно следить за тем, чтобы этот труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда, перечня разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних. В частности, недопустимо в рамках дежурства привлекать детей к мытью окон, подъему тяжелых предметов (например, перетаскивание парт, досок и пр.), к работе в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог и т.д.

Занятия по трудовому обучению необходимо проводить согласно учебной программе (плану), а учащиеся должны быть аттестованы в установленном законом порядке.

Если какие-то виды трудовой деятельности можно обосновать в рамках образовательной программы по труду, то все, что находится за пределами учебной программы, выполняется исключительно на добровольных началах, с соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда детей.

Не следует путать дежурство или летнюю трудовую практику, являющуюся, по сути, добровольным трудом на безвозмездной основе, с работой несовершеннолетнего по трудовому договору.

Согласно ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, может быть заключен трудовой договор, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

С 16 лет трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним и без согласия родителей (законных представителей) (ст. 63 ТК РФ). Однако следует помнить, что работа учащихся по трудовому договору имеет свои особенности.

В частности: работа должна осуществляться в свободное от учебы время; труд должен быть легким; труд не должен быть противопоказан ребенку по состоянию здоровья и возрасту; работа не должна быть вредной или опасной; работа должна осуществляться с соблюдением норм нагрузок, СанПиН и правил охраны труда; работа не должна осуществляться сверхурочно, в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни.

Применительно к СП 2.4.990-00 "Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и СП 4076-86 от 06.03.1986 "Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии" для детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, трудовое обучение имеет не только учебно-воспитательное и оздоровительное значение, но и является важным средством компенсации и коррекции нарушенных функций.

Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие школьников в общественно полезном производительном труде являются незаменимыми факторами нравственного и интеллектуального развития и формирования личности. Овладение трудовыми навыками, привитие любви к определенной профессии имеет большое психологическое значение для последующего трудоустройства детей по окончании школы.

Во всех учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (школах-интернатах), трудовое обучение (содержание и методы) определяется возрастными, воспитательными, учебными и коррекционными задачами школ. При этом, чем значительнее отклонения в развитии детей, тем более специфичным является их трудовое обучение.

Содержание трудового воспитания и обучения определяется соответствующими программами.

Санитарными правилами допускается оборудование мест для обучения воспитанников социальным навыкам, в том числе приготовлению пищи и обслуживанию себя.

В связи с вышеизложенным, прошу принять исчерпывающие меры по проведению разъяснительной работы по данному вопросу с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также с органами социальной защиты детей и институтами гражданского общества.

Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО