См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 16 июля 2013 г. N 01/8021-13-32
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
В целях обеспечения реализации полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание территориальных органов Роспотребнадзора на следующее.
По состоянию на 1 июля 2013 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований следующих технический регламентов Таможенного союза:
"О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 485);
"Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 484);
"Пищевая продукция в части ее маркировки" (постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 468);
"О безопасности низковольтного оборудования" в отношении низковольтного оборудования, реализуемого исключительно для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд потребителей (постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 407);
"О безопасности машин и оборудования" в отношении машин и оборудования, реализуемого исключительно для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд потребителей (постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 407);
"О безопасности средств индивидуальной защиты" (постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 1223);
"О безопасности упаковки" (постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 2012 года N 1033);
"О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2012 года N 989);
"О безопасности игрушек" (постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2012 года N 917);
"О безопасности продукции легкой промышленности" (постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2012 года N 918);
"О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2012 года N 912).
Согласно статье 6 Соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года и статье 10 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза проводится в порядке, установленном национальным законодательством Сторон этих соглашений.
В частности, статья 32 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184) связывает государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов с существующим порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, реализация перечисленных выше полномочий должна обеспечиваться Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках основных функций, возложенных на Роспотребнадзор, при осуществлении федерального государственного санитарного надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, правовые основы и порядок осуществления которых определены постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 (далее - постановление N 476) и N 2 мая 2012 года N 412 (постановление N 412).
Так, согласно положениям пункта 11 постановления N 476 и пункта 6 постановления N 412 к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294).
Поскольку конкретный порядок, регламентирующий механизм организации и проведения проверок за соблюдением требований технических регламентов Федеральным законом N 294 в настоящее время не определен, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, возложенный на Роспотребнадзор, необходимо обеспечить в 2013 году в рамках сформированных планов проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей с учетом следующих особенностей.
Согласно положениям статьи 33 Федерального закона N 184 предметом государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов являются объекты технического регулирования, т.е. продукция или продукция и связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов).
Однако если предмет таких проверок, проводимых в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, включает в себя надзор за соответствием продукции и связанными с ней процессами (см. пункт 2 части 1 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), то в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей - только продукция (товары) на соответствие обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Необходимо иметь в виду, что государственный контроль (надзор за соблюдением требований технических регламентов в отношении продукции и связанных с ней процессов должен осуществляться исключительно на стадии обращения продукции (пункт 2 статьи 33 Федерального закона N 184), понятие которого Федеральный закон N 184 не определяет, но используется в понятийном аппарате некоторых технических регламентов, перечисленных выше, связывая в основном этот процесс с движением продукции от изготовителя к конечному приобретателю (в том числе потребителю).
Важно отметить, что в целях обеспечения объективности результатов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов при осуществлении соответствующих мероприятий должны использоваться правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, перечень которых определен в конкретном решении Комиссии таможенного союза, утвердившем технический регламент Таможенного союза на определенный вид продукции.
При этом контроль за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза может осуществляться в отношении конкретных видов продукции, выпущенных в обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, только после вступления в силу технических регламентов Таможенного союза на эти виды продукции, имея в виду, что в отношении такой продукции могут действовать переходные положения, утвержденные решениями Комиссии Таможенного союза в отношении конкретных технических регламентов, предусматривающие возможность применения норм национального законодательства после вступления в силу соответствующего технического регламента Таможенного союза.
По результатам проверки в случае выявления нарушений требований технических регламентов с учетом их характера на основании положений статьи 17 Федерального закона N 294 и статей 34 - 39 Федерального закона N 184 должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны:
выдать предписание об устранении нарушений требований технических регламентов;
привлечь изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к административной ответственности (статьи 14.43 - 14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
направить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 Федерального закона N 184 (в том числе в адрес изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), а также информировать приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции);
в течение пяти дней известить изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) о нарушении требований технических регламентов.
Кроме этого должностные лица органа государственного контроля (надзора) вправе:
направить информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации;
выдать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии (Росаккредитация) (см. постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2010 года и приказ Минэкономразвития России от 21 февраля 2012 года N 76);
в случае невыполнения предписания о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) обращается в суд с иском о принудительном отзыве продукции (см. статью 40 Федерального закона N 184).
Новеллами Федерального закона N 184 определен ряд действий должностных лиц органа государственного контроля (надзора), выполняемых в рамках мероприятий по контролю (надзору), связанных с проведением внеплановой проверки в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов (т.е. по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294), основанных на праве:
требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;
запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия;
направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти;
при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов;
запрашивать у изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) доказательственные материалы, использованные при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Кроме этого, в случае необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда орган государственного контроля (надзора) также вправе выдать предписание о приостановке реализации этой продукции и информировать приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.
При выявлении нарушений требований технических регламентов и подтверждения информации, поступившей в орган государственного контроля (надзора), данный орган в десятидневный срок выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением, а также:
способствует распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда;
запрашивает у изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;
проверяет соблюдение сроков, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;
принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО