См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 13 сентября 2011 г. N 01/11702-1-32
О РЕАЛИЗАЦИИ
В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ФУНКЦИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
В УСТАНОВЛЕННОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В связи с поступающими в Роспотребнадзор вопросами, связанными с закреплением в соответствующих нормах Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) института государственного жилищного надзора, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает следующее.
1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 242-ФЗ), которым среди прочего был внесен ряд изменений в положения ЖК РФ, касающиеся распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений.
В частности, новой редакцией статьи 20 ЖК РФ установлено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный контроль (надзор), общее определение какового приведено в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
При этом положениями части 1 статьи 20 ЖК РФ определен предмет регионального государственного жилищного надзора, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и включает в себя "предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности".
Конкретный порядок осуществления органами государственного жилищного надзора регионального государственного жилищного надзора устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации, на которое также возложена функция по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор (см. взаимосвязанные положения пунктов 16.1 и 16.2 статьи 12 и части 2 статьи 20 ЖК РФ).
Однако названные полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в целом сформулированные в статье 12 ЖК РФ, применительно к государственному контролю (надзору) в указанной сфере не являются исчерпывающими, а предусмотренный статьей 20 ЖК РФ региональный государственный жилищный надзор не исключает соответствующие правомочия федеральных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в установленной для них сфере деятельности, имея в виду, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Так, согласно соответствующим положениям пункта 17 статьи 12 ЖК РФ в их взаимосвязи с нормами статьи 23 и части 1 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" такой вопрос полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений как осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации установленным санитарным правилам вполне определенно является предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а не регионального государственного жилищного надзора.
Кроме того, поскольку граждане как участники жилищных отношений (часть 2 статьи 4 ЖК РФ) применительно к объекту жилищных прав - жилому помещению (статья 15 ЖК РФ) помимо прочего вступают в правоотношения, связанные с приобретением и использованием для потребительских целей соответствующих услуг (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ), то обеспечение защиты их прав как потребителей коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда (пункт 5 статьи 2 ЖК РФ), с учетом взаимосвязанных положений статьи 8, пункта 18 статьи 12 ЖК РФ и статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" будет и должно осуществляться в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Указанное, по мнению Роспотребнадзора, означает, что полномочия органов государственного жилищного надзора, реализуемые ими в рамках регионального государственного жилищного надзора, имеющего свой самостоятельный предмет проверки (часть 4 статьи 20 ЖК РФ), никак не заменяют и не ограничивают соответствующие полномочия территориальных органов Роспотребнадзора по осуществлению в жилищной сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
При этом, применительно к содержанию части 3 статьи 20 ЖК РФ, при организации и проведении в рамках регионального государственного жилищного надзора проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органы государственного жилищного надзора во взаимоотношениях с органами федерального государственного контроля (надзора) должны следовать императивному правилу о разграничении полномочий, установленному пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона N 294-ФЗ.
Роспотребнадзор полагает, что принципы соблюдения данной нормы права наряду с вопросами обеспечения при осуществлении регионального государственного жилищного надзора исполнения положений части 1 статьи 7 Закона N 294-ФЗ (об информационном взаимодействии) должны быть закреплены в числе других обязательных требований в утверждаемом Правительством Российской Федерации нормативном правовом акте о порядке осуществления государственного жилищного надзора, по отдельным аспектам разработки которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уже направила свои предложения в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации.
Прошу довести положения настоящего письма до глав органов государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей соответствующих органов государственного жилищного надзора, обеспечив с ними необходимое действенное взаимодействие в целях эффективного и согласованного проведения в жилищной сфере как регионального государственного жилищного надзора, так и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО