См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 6 февраля 2008 г. N 01/682-8-32

О ПОСТАНОВЛЕНИЯХ ПЛЕНУМА
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с изданием Пленумом Верховного Суда Российской Федерации Постановлений от 27 декабря 2007 г. N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях", а также от 27 декабря 2007 г. N 51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает следующее.

С учетом требований пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, а также положений подпункта "с" пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах дела об административных правонарушениях должны рассматриваться без неоправданной задержки.

В условиях постоянного роста числа дел об административных правонарушениях должностным лицам Роспотребнадзора следует уделять особое внимание соблюдению установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также надлежащим образом выяснять вопросы, установленные статьей 29.1 Кодекса, с выполнением в полной мере всех необходимых процессуальных действий, производимых на этой стадии процесса.

Исключить случаи ненадлежащего извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, необоснованного отложения дел либо отложения дел без указания даты следующего рассмотрения или назначения даты рассмотрения через значительный промежуток времени без достаточных на то оснований.

В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 Кодекса, должностное лицо вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у должностного лица имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано должностным лицом обязательным; этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела разрешается должностным лицом исходя из уважительности приведенных в нем доводов с точки зрения необходимости соблюдения прав данного лица, предусмотренных частью 1 статьи 25.1 Кодекса, а также возможности назначения даты следующего рассмотрения дела в пределах установленных сроков и других обстоятельств конкретного дела.

Должностным лицам Роспотребнадзора надлежит соблюдать требования статьи 29.1 и части 1 статьи 29.4 Кодекса по каждому делу об административном правонарушении.

Имея в виду, что Кодексом допускается продление только пятнадцатидневного срока рассмотрения дел при наличии названных в части 2 статьи 29.6 Кодекса оснований, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном частью 5 статьи 4.5 Кодекса случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления должностному лицу протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В том случае, когда Кодексом установлены сроки совершения названных в определении должностного лица процессуальных действий (например, направления истребованных должностным лицом сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении.

Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и на железнодорожном транспорте не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом сроков выполнения указанных в определении должностного лица процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении должностного лица процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем.

Также обращаем внимание на то, что дела об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Исходя из статьи 29.6 Кодекса, при наличии названных в части 2 этой статьи оснований возможно продление пятнадцатидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Положения части 2 названной статьи не исключают возможности неоднократного продления срока рассмотрения дела об административном правонарушении. Однако в этом случае общий период, на который осуществляется продление, не должен превышать одного месяца, а срок рассмотрения дела с учетом продления не может составлять более одного месяца и пятнадцати дней со дня получения должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Одновременно сообщаем, в случаях хищения имущества органов и организаций Роспотребнадзора или приобретения права на имущество органов и организаций Роспотребнадзора путем обмана или злоупотребления доверием, органам и организациям Роспотребнадзора следует осуществлять защиту своих прав не только способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, но и посредством обращений в правоохранительные органы Российской Федерации с целью установления в противоправных действиях соответствующих лиц признаков составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области