МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ПИСЬМО
от 24 марта 2011 г. N 07-1-153

Правовое управление рассмотрело обращение и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 5.2.1.6 и 5.2.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 407 (далее - Положение), Росохранкультура является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах в установленной сфере деятельности, а также за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами.

Пунктом 6.4 Положения Росохранкультура наделена правом давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 марта 2011 г. по делу N А40-137072/09-79-887 оставлено в силе решение Арбитражного суда г. Москвы от 3 сентября 2010 г., а также отменено Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2010 г. по тому же делу.

Таким образом, Приказы Росохранкультуры от 6 августа 2009 г. N N 136 и 137 о предоставлении Общероссийской общественной организации "Всероссийская организация интеллектуальной собственности" (далее - ВОИС) государственной аккредитации в сферах коллективного управления смежными правами, предусмотренных подп. 5 и 6 п. 1 ст. 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), признаны законными.

Из этого следует, что права и полномочия ВОИС, возникшие с момента вступления указанных Приказов в законную силу, то есть с 7 августа 2009 г., действовали во времени непрерывно, без каких-либо изъятий или ограничений.

Правоотношения из Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2010 г. не возникли, поскольку данное Постановление отменено судом вышестоящей инстанции.

Системный анализ приводимых решений суда, Приказов Росохранкультуры и норм ст. 1244 и 1326 ГК РФ позволяет сделать вывод, что обязанность по уплате вознаграждения за публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, имеющаяся у пользователей, не прекращалась в период с 28 декабря 2010 г. до 9 марта 2011 г.

Вместе с тем, на практике могут возникнуть затруднения с расчетом сумм вознаграждения, полагающихся к выплатам, за данный период. При разрешении такого рода споров в гражданско-правовом порядке Росохранкультура рекомендует учитывать положения п. 4 Правил сбора распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 988.

Также Росохранкультура считает необходимым подчеркнуть, что норма п. 2 ст. 1326 ГК РФ относительно наделения полномочиями аккредитованной организации на сбор вознаграждения за публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, носит императивный характер, то есть не допускает возможности осуществления сбора такого вознаграждения иными лицами.

Заместитель начальника
Правового управления -
начальник отдела охраны
авторского и смежных прав
Г.И.СЫТЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области