См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО
от 26 ноября 2009 N 03-09/266

В связи с вступлением в силу с 1 декабря 2009 г. Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в соответствии с поступающими запросами Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) направляет следующую информацию.

1. С 1 декабря 2009 г. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) устанавливаются полномочия должностных лиц органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в области образования, по возбуждению дел об административных правонарушениях путем составления протоколов об административных правонарушениях.

1.1. Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется в отношении физического лица (гражданина, должностного лица) и (или) юридического лица.

Полномочия должностных лиц соответствующих органов по составлению протоколов об административных правонарушениях установлены статьей 28.3 КоАП.

Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении (часть 1 статьи 28.8 КоАП). Указанные лица и органы рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП.

1.2. Протоколы об административных правонарушениях составляются уполномоченными на то должностными лицами. Протокол, составленный неуполномоченным лицом (в том числе при неправильном указании должности, и (или) фамилии, и (или) инициалов лица, составившего протокол), признается ничтожным, то есть не имеет юридических последствий.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 28.3 КоАП, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4 статьи 28.3 КоАП).

В этой связи Рособрнадзор обращает внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на необходимость издания нормативного правового акта, утверждающего перечень уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего надзор и контроль за соблюдением законодательства в области образования.

1.3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 28.1 КоАП, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1 КоАП).

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в частности:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП);

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 28.1 КоАП);

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 КоАП) (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП).

1.4. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 28.5 КоАП).

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2 статьи 28.5 КоАП).

1.5. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП).

1.6. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП).

Физическое лицо, или законный представитель физического лица, или законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имеют право давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката или иного лица, приглашенного указанным физическим или юридическим лицом по его выбору, выступать на родном языке, пользоваться при необходимости услугами переводчика, имеют другие права, предусмотренные КоАП.

1.7. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП).

1.8. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП).

Извещение лица, в отношении которого принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, должно быть осуществлено надлежащим образом (заказным письмом с уведомлением о вручении или телеграммой).

В случае составления протокола об административном правонарушении в отсутствие соответствующего лица в протоколе необходимо указать, что он составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (его законного представителя).

Указанные аспекты имеют значение, в частности, в случае выявления признаков состава административного правонарушения при проведении документарной (камеральной) проверки.

1.9. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 статьи 28.2 КоАП, в протоколе делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП).

Отказ физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, от подписания протокола не останавливает дальнейшего движения дела об административном правонарушении.

1.10. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2 КоАП).

Копия протокола, составленного в отсутствие соответствующего лица, направляется этому лицу в течение трех дней со дня составления протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП).

1.11. Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении (часть 1 статьи 28.8 КоАП).

1.12. Статьей 24.5 КоАП определены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Такими обстоятельствами являются, в частности, отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (часть 1 статьи 24.5 КоАП).

Прекращение начатого производства осуществляется путем вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 28.9 КоАП).

Если поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются материалы, сообщения, заявления, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП (поступившие из правоохранительных органов, из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы; сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации), то при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (в соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП), выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП).

2. На значимость правильного составления протокола об административном правонарушении, а также соблюдения установленных процедур указано, в частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2006 г. N 12, от 11 ноября 2008 г. N 23).

Согласно указанному Постановлению пленума Верховного Суда Российской Федерации, отсутствие сведений, указанных в части 2 статьи 28.2 КоАП, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении является существенным недостатком протокола.

В то же время, согласно указанному Постановлению пленума Верховного Суда Российской Федерации, несущественными недостатками протокола являются такие недостатки, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

3. С 1 декабря 2009 г. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) устанавливается административная ответственность за следующие административные правонарушения в области образования:

- нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций (статья 5.57 КоАП);

- нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса (статья 19.30 КоАП).

4. Возбуждение дела об административном правонарушении в области образования не исключает:

- направления обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в области образования соответствующему образовательному учреждению, органу местного самоуправления, осуществляющему управление в сфере образования (в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 28.1 Закона Российской Федерации "Об образовании");

- принятия решения аккредитационного органа о приостановлении действия выданного им свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения либо о лишении образовательного учреждения государственной аккредитации в случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации, либо иного нарушения прав и свобод обучающихся (в соответствии с пунктом 23 статьи 33 Закона Российской Федерации "Об образовании").

5. Необходимо обратить внимание на то, что невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), образует самостоятельный состав административного правонарушения (статья 19.5 КоАП).

Возбуждение дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 19.5 не исключает:

- принятия решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии (при неисполнении образовательным учреждением предписания об устранении нарушения предусмотренных лицензией условий и (или) законодательства Российской Федерации в области образования) (в соответствии с пунктом 14 статьи 33 Закона Российской Федерации "Об образовании");

- принятия решения аккредитационного органа о приостановлении действия выданного им свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения либо о лишении образовательного учреждения государственной аккредитации (при неисполнении предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся соответствующему федеральному государственному образовательному стандарту или федеральным государственным требованиям либо несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности; об устранении нарушения установленных показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории) (в соответствии с пунктом 23 статьи 33 Закона Российской Федерации "Об образовании").

6. Рособрнадзором подготовлен проект Приказа, утверждающего формы процессуальных документов (протокола об административном правонарушении, определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и объяснения). Проект Приказа в настоящее время находится на согласовании в Минобрнауки России, после чего будет издан и направлен в установленном порядке на государственную регистрацию в Минюст России.

В целях выработки единообразных подходов к правоприменению и практической реализации норм материального и процессуального права Рособрнадзором будут подготовлены методические рекомендации по результатам анализа соответствующей правоприменительной и судебной практики.

Т.Л.ЖИВУЛИНА