См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

УПРАВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 января 2019 г. N Яр-15972/13-516

Управление оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции рассмотрело повторное обращение, поступившее в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки по вопросу применения методических рекомендаций по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (письмо Рособрнадзора от 09.11.2017 N 05-500), и сообщает следующее.

Как ранее сообщалось в письме Рособрнадзора, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) установлено, что педагогические работники имеют, в том числе, право на дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (пункт 9 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ). Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона N 273-ФЗ обеспечение ДПО педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций осуществляется посредством доведения необходимых средств до соответствующих организаций в структуре нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.

Создание условий и организация ДПО работников отнесена к компетенции образовательной организации (пункт 5 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ), фактически - к компетенции работодателя.

При выполнении работодателем условий договора, связанного с ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы.

Отказ педагогического работника от прохождения ДПО в таких случаях будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ.

В то же время при аттестации педагогических работников следует учитывать, что неполучение ими ДПО не может служить основанием для отказа в установлении педагогическим работникам квалификационной категории либо для признания их не соответствующими занимаемой должности.

Таким образом, при проведении государственного контроля (надзора) в сфере образования в отношении образовательной организации предметом проверки является соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере образования в том числе по соблюдению прав участников образовательного процесса.

Учитывая изложенное, положения методических рекомендаций Рособрнадзора по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, в части проверки соблюдения образовательной организацией права педагогического работника на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, соответствуют нормам, установленным частью 5 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ.

Начальник
Е.Е.СЕМЧЕНКО