См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО
от 22 июня 2023 г. N 02-235

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) направляет рекомендации по анализу результатов проведения основного этапа единого государственного экзамена в 2023 году, выявлению и профилактике нарушений действующего законодательства в сфере образования (далее - Рекомендации).

Информацию о проделанной работе в соответствии с Рекомендациями и прилагаемой формой отчета просим направить в электронном виде (без направления бумажного носителя) по адресу электронной почты m.us@obmadzor.gov.ru (с обязательным указанием в теме письма "Код региона. Наименование региона") в срок до 8 сентября 2023 года.

Е.Е.СЕМЧЕНКО

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО АНАЛИЗУ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА,
ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Общие положения

Настоящие рекомендации разработаны в целях предупреждения нарушений требований законодательства Российской Федерации в части подготовки, организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена (далее - ГИА).

Рекомендации предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - органы государственной власти).

Рособрнадзор рекомендует органам государственной власти проведение анализа как на этапе подготовки к проведению ГИА, так и на этапе непосредственного проведения и подведения итогов для определения возможных рисков.

При подготовке к проведению ГИА необходимо учитывать наиболее часто выявляемые нарушения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 (далее - Порядок проведения ГИА).

Основой принятия предупреждающих мер должен являться анализ результатов ГИА предыдущих лет, анализ работы предметных и конфликтной комиссий, анализ работы организаторов в пунктах проведения экзаменов, дополнительный просмотр видеозаписей хода проведения ГИА, проведение перепроверок работ участников.

I. Зоны риска ГИА

1. Работы участников, получивших неудовлетворительные результаты по одному из обязательных предметов в основной день, и пересдавших экзамен с повышением результата на 30 тестовых баллов и выше (за исключением участников, завершивших экзамен по уважительной причине).

2. Работы участников, получавших на ЕГЭ по русскому языку 90 - 100 баллов и имевших "незачет" по итоговому сочинению.

3. Участники, имеющие 3 и более удовлетворенные апелляции с повышением баллов по результатам ЕГЭ (исключая апелляции, связанные с распознаванием ответов).

4. Участники, имеющие удовлетворенную апелляцию по результатам ЕГЭ, позволившую преодолеть минимальную границу количества баллов по соответствующему учебному предмету.

5. Работы участников с внесением 5 и более правильных ответов в поле бланка N 1 "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом".

6. Участники, завершившие экзамен в основной день досрочно по уважительной причине и получившие в резервный день от 80 до 100 тестовых баллов.

7. Анализ форм ППЭ-1204-МАШ.

II. Анализ Зон риска ЕГЭ

1. Работы участников, получивших неудовлетворительные
результаты по одному из обязательных предметов в основной
день, и пересдавших экзамен с повышением результата на 30
тестовых баллов и выше (за исключением участников,
завершивших экзамен по уважительной причине)

Показатели риска:

- объективность оценивания экзаменационных работ экспертами;

- наличие технических ошибок;

- помощь в написании экзаменационной работы со стороны участников ЕГЭ, должностных лиц, привлеченных к проведению ГИА, посторонних лиц.

Алгоритм отработки Зоны риска N 1:

- Составление списков участников, попавших в данную Зону риска и внесение данных в соответствующие вкладки таблицы (за исключением участников, завершивших экзамен по уважительным причинам) (приложение N 3);

- при составлении списков участников необходимо проводить анализ информации о результатах оценивания по учебным предметам за 10 - 11 классы, результатах ЕГЭ, а также индивидуальных достижениях участников группы риска.

- Подготовка копий экзаменационных материалов участников, попавших в Зону риска;

- Визуальное сравнение почерка по всем работам участников, попавших в данную Зону риска;

- Рассмотрение исправлений в работе (внесение правильных ответов в поле "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом"), в том числе сравниваются почерки в основном поле и в поле "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом";

- Просмотр видеозаписи пересдачи экзамена участников, попавших в Зону риска;

- Организация региональной перепроверки работ. В случае выявления нарушений при оценивании, проводится региональная перепроверка всех работ данного участника (за исключением работ, прошедших перекрестную перепроверку).

2. Работы участников, получивших на ЕГЭ по русскому языку
90 - 100 баллов и имевших "незачет" по итоговому сочинению

Показатели риска:

- объективность оценивания экзаменационных работ экспертами;

- наличие технических ошибок;

- помощь в написании экзаменационной работы со стороны участников ЕГЭ, должностных лиц, привлеченных к проведению ГИА, посторонних лиц.

Алгоритм отработки Зоны риска N 2:

- Составление списков участников, попавших в Зону риска, и внесение данных в соответствующие вкладки таблицы (приложение N 3);

- Подготовка копий экзаменационных материалов участников, попавших в Зону риска, включая итоговое сочинение;

- Рассмотрение исправлений в работе (внесение правильных ответов в поле "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом"), в том числе сравниваются почерки в основном поле и в поле "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом";

- Просмотр видеозаписи экзамена участников, попавших в Зону риска;

- Организация региональной перепроверки работ, также производится перепроверка итогового сочинения. В случае выявления нарушений при оценивании, проводится региональная перепроверка всех работ данного участника (за исключением работ, прошедших перекрестную перепроверку).

3. Участники, имеющие 3 и более удовлетворенные апелляции
с повышением баллов по результатам ЕГЭ (исключая апелляции,
связанные с распознаванием ответов)

Показатели риска:

- объективность оценивания экзаменационных работ экспертами;

- наличие технических ошибок;

- помощь в написании экзаменационной работы со стороны участников ЕГЭ, должностных лиц, привлеченных к проведению ГИА, посторонних лиц;

- нарушения в работе конфликтной комиссии, объективность повышения баллов участникам по апелляции.

Алгоритм отработки Зоны риска N 3:

- Составление списков участников, попавших в Зону риска, и внесение данных в соответствующие вкладки таблицы (приложение N 3);

- Подготовка копий экзаменационных материалов участников, попавших в Зону риска;

- Подготовка копий протоколов оценивания предметных и конфликтной комиссий;

- Визуальное сравнение почерка по всем работам участников, попавших в данную Зону риска;

- Рассмотрение исправлений в работе (внесение правильных ответов в поле "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом"), в том числе сравниваются почерки в основном поле и в поле "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом";

- Сравнение бланка протокола оценивания КК со сведениями, внесенными после верификации в региональную информационную систему;

- Организация региональной перепроверки работ. В случае выявления нарушений при оценивании, проводится региональная перепроверка всех работ данного участника (за исключением работ, прошедших перекрестную перепроверку).

4. Участники, имеющие удовлетворенную апелляцию
по результатам ЕГЭ, позволившую преодолеть минимальную
границу количества баллов по соответствующему
учебному предмету

Показатели риска:

- объективность оценивания экзаменационных работ экспертами;

- наличие технических ошибок;

- нарушения в работе КК, объективность повышения баллов участникам по апелляции.

Алгоритм отработки Зоны риска N 4:

- Составление списков участников, попавших в Зону риска, и внесение данных в соответствующие вкладки таблицы (приложение N 3);

- Подготовка копий экзаменационных материалов участников, попавших в Зону риска;

- Подготовка копий протоколов оценивания предметных и конфликтной комиссий;

- Визуальное сравнение почерка по всем работам участников, попавших в данную Зону риска;

- Рассмотрение исправлений в работе (внесение правильных ответов в поле "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом"), в том числе сравниваются почерки в основном поле и в поле "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом";

- Сравнение бланка протокола оценивания КК со сведениями, внесенными после верификации в региональную информационную систему;

- Организация региональной перепроверки работ. В случае выявления нарушений при оценивании, проводится региональная перепроверка всех работ данного участника (за исключением работ, прошедших перекрестную перепроверку).

5. Работы участников с внесением 5 и более правильных
ответов в поле бланка N 1 "Замена ошибочных ответов
на задания с кратким ответом"

Показатели риска:

- помощь в написании экзаменационной работы со стороны участников ЕГЭ, должностных лиц, привлеченных к проведению ГИА, посторонних лиц;

- наличие технических ошибок.

Алгоритм отработки Зоны риска N 5:

- Составление списков участников, попавших в Зону риска, и внесение данных в соответствующие вкладки таблицы (приложение N 3);

- Подготовка копий экзаменационных материалов участников, попавших в Зону риска;

- Визуальное сравнение почерка по всем работам участников, попавших в данную Зону риска;

- Рассмотрение исправлений в работе (внесение правильных ответов в поле "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом"), в том числе сравниваются почерки в основном поле и в поле "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом";

- Сравнение бланка протокола оценивания КК со сведениями, внесенными после верификации в региональную информационную систему.

6. Участники, завершившие экзамен в основной день досрочно
по уважительной причине и получившие в резервный день от 80
до 100 тестовых баллов

Показатели риска:

- объективность оценивания экзаменационных работ экспертами;

- помощь в написании экзаменационной работы со стороны участников ЕГЭ, должностных лиц, привлеченных к проведению ГИА, посторонних лиц.

Алгоритм отработки Зоны риска N 6:

- Составление списков участников, попавших в данную Зону риска и внесение данных в соответствующие вкладки таблицы (приложение N 3);

- при составлении списков участников необходимо проводить анализ информации о результатах оценивания по учебным предметам за 10 - 11 классы, результатах ЕГЭ, а также индивидуальных достижениях участников группы риска.

- Подготовка копий экзаменационных материалов участников, попавших в Зону риска;

- Визуальное сравнение почерка по всем работам участников, попавших в данную Зону риска;

- Рассмотрение исправлений в работе (внесение правильных ответов в поле "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом"), в том числе сравниваются почерки в основном поле и в поле "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом";

- Просмотр видеозаписи пересдачи экзамена участников, попавших в Зону риска;

- Организация региональной перепроверки работ. В случае выявления нарушений при оценивании, проводится региональная перепроверка всех работ данного участника (за исключением работ, прошедших перекрестную перепроверку).

III. Анализ форм ППЭ-1204-МАШ

Примерный алгоритм работы с формами

1. Определение участников ЕГЭ с наибольшим количеством выходов из аудитории в течении каждого экзамена (например: от 4, 5, 6) и суммарно долго отсутствующих в аудитории в ходе проведения экзамена. Формирование списка участников, вошедших в указанную зону риска.

2. Исключение из списков участников, досрочно завершивших выполнение экзаменационной работы по уважительной причине.

3. Исключение из списков участников, чьи результаты были аннулированы по решению ГЭК за нарушение Порядка проведения ЕГЭ.

4. Организация просмотра видеозаписей на портале smotriege.ru.

5. Визуальный просмотр работ участников ЕГЭ, попавших в Зону риска (при выявлении потенциальных нарушений).

6. В случае выявления нарушений - просмотр видеозаписей со всех экзаменов данного участника.

IV. Принятие управленческих решений по итогам анализа

1. При выявлении каких-либо нарушений с лиц, причастных к нарушениям Порядка проведения ГИА, берутся объяснительные.

2. В случае подтверждения нарушений Порядка проведения ГИА Рособрнадзор рекомендует следующее:

к лицам, допустившим нарушения Порядка проведения ГИА, должны быть применены меры административного (часть 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и дисциплинарного характера (статьи 192 - 195 Трудового Кодекса РФ);

результаты участников ГИА должны быть пересмотрены и (или) аннулированы;

результаты анализа должны быть рассмотрены на заседаниях межведомственной коллегии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, задействованных при проведении ГИА;

при выявлении нарушений в части работы предметной комиссии (далее - ПК), должен быть рассмотрен вопрос об исключении из состава ПК экспертов, допустивших необъективное оценивание. Обращаем внимание на установленные действующим законодательством сроки привлечения к административной ответственности. Должно быть организовано дополнительное обучение экспертов ПК ГИА;

при выявлении нарушений в части работы конфликтной комиссии (далее - КК) рассматривается вопрос об исключении экспертов, привлекаемых к работе КК и допустивших неоправданное повышение баллов по поданным апелляциям участников, из состава ПК;

при выявлении нарушений организации работы ППЭ рассматривается вопрос об отстранении от работы в рамках организации и проведения ГИА руководителя и организаторов ППЭ, либо произвести ротацию кадров между ППЭ;

при выявлении нарушений организации работы РЦОИ рекомендуется пересмотреть должностные инструкции работников РЦОИ, рассмотреть возможность усиления информационной безопасности при проведении ГИА.

3. В случае получения в результате проверки информации о нарушении законодательства Российской Федерации, содержащем признаки противоправного деяния, соответствующая информация направляется в компетентные органы.

4. По результатам проведенного анализа определяются причины возникновения выявленных нарушений, предлагаются наиболее оптимальные способы устранения выявленных причин и разрабатывается план действий по предупреждению нарушений Порядка проведения ГИА в предстоящий период проведения ГИА.

5. Результаты региональных перепроверок в обязательном порядке вносятся в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

6. При разработке плана действий по предупреждению нарушений Порядка проведения ГИА следует уделить особое внимание вопросам организации повышения квалификации всех задействованных в организации и проведении ГИА специалистов.

7. В состав предметных комиссий по учебным предметам не рекомендуется включать экспертов, оценка работ которых не совпала с результатами дополнительных проверок (федеральных, межрегиональных перекрестных, региональных) более чем на 80%.

8. Рекомендуется включать в состав конфликтной комиссии должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

9. Рекомендуется не включать в состав организаторов, допустивших систематическое нарушение Порядка ГИА в течении 2, 3 лет. Разрабатывать пошаговую инструкцию.

10. Информационную справку о проделанной работе и форма (приложение 3) направляется в Рособрнадзор. Информационная справка в том числе должна включать подробную информацию о принятых мерах при выявлении нарушений.

Пояснения по заполнению отчетной формы по анализу
результатов проведения государственной итоговой аттестации
в форме единого государственного экзамена

1. Форма заполняется в соответствии с проведенной работой согласно рекомендациям по анализу результатов проведения государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена, выявлению и профилактике нарушений действующего законодательства в сфере образования (далее - Рекомендации).

2. Форма является многостраничным документом в формате MS Excel (8 вкладок).

3. Вкладка "Сводная форма" поля 2 - 62 заполняются исключительно числовыми значениями, без пропусков, текст не допускается. В случае отсутствия значения необходимо указать значение "О". При необходимости внесения пояснений по отдельным полям, данные пояснения возможно включить в информационную справку (пункт 9 раздела VI Рекомендаций).

4. Вкладки N 1 - 7 соответствуют порядковым номерам Зон риска ЕГЭ, указанных в разделе I Рекомендаций.

5. Вкладки N 1, 4, 5, 6 заполняются по каждому участнику отдельно. При неоднократном попадании участника в Зону риска необходимо вносить соответствующие данные в новой строке.

6. Поля 5, 8, 11, 14 вкладки N 3 заполняются в виде "+1", "+2" и т.д. в соответствии с результатом апелляции по соответствующему учебному предмету.

Пересдачи +30
Незачет сочинение, более 90 баллов ЕГЭ русский язык
Неоднократные апелляции
Субъект РФ
Кол-во работ, попавших в группу риска
Кол-во выявленных несоответствий почерка
Кол-во нарушений, зафиксированных при просмотре видеозаписей
Количество перепроверок работ
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Количество аннулированных результатов
Кол-во работ, попавших в группу риска
Кол-во выявленных несоответствий почерка
Кол-во нарушений, зафиксированных при просмотре видеозаписей
Количество перепроверок работ
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки работ ЕГЭ
Количество перепроверок итоговых сочинений
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки сочинений
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Количество аннулированных результатов
Кол-во работ, попавших в группу риска
Кол-во выявленных несоответствий почерка
Кол-во перепроверок работ
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Количество аннулированных результатов
Со стороны обучающихся
Со стороны организаторов
Со стороны обучающихся
Со стороны организаторов
со стороны предметной комиссии
со стороны конфликтной комиссии
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Апелляция с переходом через пороги
Внесение 5 и более правильных ответов в поле коррекции
Завершившие досрочно в основной день и получившие 80 - 100 баллов в резервный день
Всего
Кол-во работ, попавших в группу риска
Кол-во выявленных несоответствий почерка
Кол-во перепроверок работ
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Количество аннулированных результатов
Кол-во работ, попавших в группу риска
Кол-во выявленных несоответствий почерка
Кол-во нарушений, зафиксированных при просмотре видеозаписей
Количество нарушений, выявленных в ходе проверки верификации работы
Количество несоответствий числа замен, внесенных участником, с внесенным организаторами числом в бланк
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Количество аннулированных результатов
Кол-во работ, попавших в группу риска
Кол-во выявленных несоответствий почерка
Кол-во нарушений, зафиксированных при просмотре видеозаписей
Количество проведенных перепроверок
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Количество аннулированных результатов
Кол-во работ, попавших в группы риска
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Кол-во нарушений со стороны обучающихся
Кол-во нарушений со стороны организаторов
Кол-во нарушений со стороны экспертов ПК/КК
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Количество аннулированных результатов
со стороны предметной комиссии
со стороны конфликтной комиссии
Со стороны обучающихся
Со стороны организаторов
Со стороны обучающихся
Со стороны организаторов
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Пересдачи +30
N п/п
Субъект РФ
ФИО
Код ППЭ
Аудитория
Место
Предмет
Результат (тестовые баллы)
"Незачет" сочинение, 90 - 100 баллов ЕГЭ русский язык
N п/п
Субъект РФ
ФИО
Код ППЭ
Аудитория
Место
Результат (тестовые баллы)
3 и более удовлетворенные апелляции у одного участника
N п/п
Субъект РФ
ФИО
Предмет 1
Результат (первичные баллы) апелляции по предмету 1
Результат (тестовые баллы) 1
Предмет 2
Результат (первичные баллы) апелляции по предмету 2
Результат (тестовые баллы) 2
Предмет 3
Результат (первичные баллы) апелляции по предмету 3
Результат (тестовые баллы) 3
Предмет N
Результат (первичные баллы) апелляции по предмету N
Результат (тестовые баллы) N
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Удовлетворенные апелляции с преодолением минимального порога
N п/п
Субъект РФ
ФИО
Код ППЭ
Аудитория
Место
Предмет
Результат до апелляции (тестовые баллы)
Результат после апелляции (тестовые баллы)
5 и более правильных ответов внесенных в поля коррекции бланка ответов N 1
N п/п
Субъект РФ
ФИО
Код ППЭ
Аудитория
Место
Результат
Завершившие досрочно в основной день и получившие 80 - 100 баллов в резервный день
N п/п
Субъект РФ
ФИО
Код ППЭ
Аудитория
Место
Предмет
Результат (тестовые баллы)
Анализ форм ППЭ-12-04-МАШ
Субъект РФ
Кол-во работ попавших в группу риска
Кол-во нарушений, зафиксированных при просмотре видеозаписей
Количество составленных протоколов по итогам отработки ППЭ-12-04-МАШ
Количество измененных результатов (не аннулированных)
Количество аннулированных результатов
Со стороны обучающихся
Со стороны организаторов
на должностных лиц
на физических лиц
1
2
3
4
5
6
7
8