См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО
от 15 апреля 2008 г. N 01-186/08-01

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2008 года N 36 "Об установлении форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в 2007/2008 учебном году, и утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена в 2008 году" (зарегистрирован Минюстом России от 29 февраля 2008 года, регистрационный N 11251) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования, в том числе обучавшиеся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, и детей-инвалидов, проходят государственную (итоговую) аттестацию в форме, определенной Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 декабря 1999 года N 1075 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2000 года, регистрационный N 2114).

В то же время в целях реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья решением Коллегии Минобрнауки России от 31 октября 2007 года N ПК-5 "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2007 году и планах его организации в 2008 году" установлено, что в 2008 году продолжится апробация организации проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) сообщает, что в 2008 году на территории 36 субъектов Российской Федерации пройдет апробация организации проведения ЕГЭ по русскому языку для отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - детей с глубокими нарушениями зрения (слепых), с нарушениями зрения (слабовидящих), с нарушениями слуха (глухих), с нарушениями речи, а также с нарушениями опорно-двигательной системы (за исключением заболеваний верхних конечностей).

Участие указанных категорий обучающихся в апробации добровольное и производится по их письменному заявлению. ЕГЭ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с порядком, установленным Положением о проведении единого государственного экзамена в 2008 году (утвержден Приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2008 года N 36, зарегистрирован Минюстом России от 29 февраля 2008 года, регистрационный N 11251), и инструкциями Рособрнадзора по вопросам организации проведения ЕГЭ, а также в соответствии с расписанием экзаменов, утвержденным Приказом Рособрнадзора от 18 марта 2008 года N 541.

В то же время, учитывая психофизиологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, Рособрнадзор направляет описание ряда организационно-технологических условий, которые органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, должны обеспечить при организации проведения ЕГЭ для указанных категорий обучающихся.

Руководитель
Л.Н.ГЛЕБОВА

Приложение 1
к письму Рособрнадзора
от ________ N ________

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

При организации проведения ЕГЭ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пункты проведения экзаменов (ППЭ) могут быть организованы на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (СКОУ).

В случае отсутствия возможности организации проведения ЕГЭ на базе СКОУ для указанных категорий обучающихся могут быть созданы отдельные ППЭ, в том числе в учреждениях, на базе которых уже организованы ППЭ для других категорий участников ЕГЭ.

Рассадка обучающихся по аудиториям ППЭ осуществляется в соответствии с инструкциями Рособрнадзора по вопросам организации проведения ЕГЭ. Особенности организации ППЭ для обучающихся с различными заболеваниями приведены в таблице (приложение 2).

1. При проведении ЕГЭ для обучающихся с глубокими нарушениями зрения (слепых) в 2008 году будут использоваться контрольные измерительные материалы (КИМ), переведенные на шрифт Брайля (рельефно-точечный шрифт), и специальные тетради (для письма рельефно-точечным шрифтом с использованием письменного Брайлевского прибора), на которых обучающиеся будут оформлять свои экзаменационные работы. При этом продолжительность экзамена для указанных категорий участников ЕГЭ увеличивается на 1,5 часа.

Для подготовки экзаменационных работ обучающихся с глубокими нарушениями зрения (слепых) к обработке в региональных центрах обработки информации (РЦОИ) необходим перенос ответов обучающихся на бланки ЕГЭ установленной формы в обычном плоскопечатном шрифте, который осуществляется тифлопереводчиками непосредственно в ППЭ под контролем уполномоченных представителей государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации (ГЭК) и общественных наблюдателей. Тифлопереводчики обязаны переносить ответы обучающихся, точно копируя авторскую орфографию, пунктуацию и стилистику.

После переноса ответов обучающихся бланки ЕГЭ упаковываются и передаются в РЦОИ в соответствии с инструкциями Рособрнадзора. Тетради с оригинальными ответами обучающихся также упаковываются и направляются в РЦОИ.

При рассмотрении апелляции обучающегося с глубоким нарушением зрения (слепого) конфликтная комиссия субъекта Российской Федерации запрашивает у РЦОИ тетрадь с оригинальными ответами обучающегося, а также привлекает к рассмотрению апелляции тифлопереводчика.

2. При проведении ЕГЭ для обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящих) используются КИМ и бланки ЕГЭ увеличенного размера. Увеличение указанных материалов осуществляется непосредственно в ППЭ в день экзамена путем создания копии указанных материалов (увеличение до формата A3).

Копирование КИМ и бланков ЕГЭ возможно проводить либо непосредственно в аудитории ППЭ, в которой проходит экзамен, в присутствии участников ЕГЭ, либо в кабинете руководителя ППЭ в присутствии уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) ГЭК и общественных наблюдателей. Факт копирования указанных материалов фиксируется актом, в котором обязательно отражается количество скопированных КИМ и бланков, а также лица, присутствующие при копировании (кроме участников ЕГЭ). При этом продолжительность экзамена для указанных категорий участников ЕГЭ увеличивается на 1 час.

Для подготовки экзаменационных работ обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящих) к обработке в РЦОИ также необходим перенос ответов обучающихся на бланки ЕГЭ установленной формы обычного формата, который также осуществляется организаторами непосредственно в ППЭ под контролем уполномоченных представителей ГЭК и общественных наблюдателей. К переносу ответов обучающихся на бланки необходимо привлекать организаторов из других аудиторий ППЭ.

Организаторы обязаны переносить ответы обучающихся точно копируя авторскую орфографию, пунктуацию и стилистику.

После переноса ответов обучающихся бланки ЕГЭ упаковываются и передаются в РЦОИ в соответствии с инструкциями Рособрнадзора. Копии бланков с оригинальными ответами обучающихся также упаковываются и направляются в РЦОИ.

При рассмотрении апелляции обучающегося с нарушениями зрения (слабовидящего) конфликтная комиссия субъекта Российской Федерации запрашивает у РЦОИ копии бланков с оригинальными ответами обучающегося.

Приложение 2
к письму Рособрнадзора
от ________ N ________

ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ ПУНКТА ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С РАЗЛИЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

┌───┬────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│   │    Вид     │                                           Требования к:                                           │
│   │заболевания ├───────────┬──────────────────┬──────────────────────────┬──────────────────┬──────────────────────┤
│   │            │ оформлению│продолжительности │      рабочему месту      │    ассистенту    │   оформлению работы  │
│   │            │    КИМ    │     экзамена     │                          │                  │                      │
├───┼────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────────┤
│1. │Слепые      │Перевод на │Увеличивается на  │Отдельная аудитория,      │Помогает занять   │Обучающийся оформляет │
│   │            │шрифт      │1,5 часа          │количество обучающихся в  │рабочее           │экзаменационную       │
│   │            │Брайля     │                  │одной аудитории - не более│место в аудитории │работу на тетради     │
│   │            │           │                  │6 чел.                    ├──────────────────┤рельефно-точечным     │
│   │            │           │                  │                          │         -        │шрифтом.              │
│   │            │           │                  │                          │                  │Тифлопереводчик       │
│   │            │           │                  │                          │                  │переводит работу      │
│   │            │           │                  │                          │                  │обучающегося и        │
│   │            │           │                  │                          │                  │оформляет ее на бланке│
│   │            │           │                  │                          │                  │ЕГЭ установленной     │
│   │            │           │                  │                          │                  │формы.                │
├───┼────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────────┤
│2. │Слабовидящие│Шрифт,     │Увеличивается на 1│Отдельная аудитория,      │         -        │          -           │
│   │            │увеличенный│час               │количество обучающихся в  │                  │                      │
│   │            │до 16 - 18 │                  │одной аудитории - не более│                  │                      │
│   │            │pt         │                  │15 чел.                   │                  │                      │
│   │            │           │                  ├──────────────────────────┤                  │                      │
│   │            │           │                  │Индивидуальное равномерное│                  │                      │
│   │            │           │                  │освещение не ниже 300 люкс│                  │                      │
│   │            │           │                  ├──────────────────────────┤                  │                      │
│   │            │           │                  │Каждому обучающемуся -    │                  │                      │
│   │            │           │                  │увеличивающее устройство  │                  │                      │
├───┼────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────────┤
│3. │С тяжелыми  │    нет    │Увеличивается на 1│Наличие звукоусиливающей  │В аудитории должен│Текстовая форма       │
│   │нарушениями │           │час               │аппаратуры, как           │быть ассистент-   │инструкции по         │
│   │слуха       │           │                  │коллективного, так        │сурдопереводчик,  │заполнению бланков    │
│   │            │           │                  │и индивидуального         │осуществляющий при│                      │
│   │            │           │                  │пользования               │необходимости     │                      │
│   │            │           │                  │                          │жестовый перевод и│                      │
│   │            │           │                  │                          │разъяснение       │                      │
│   │            │           │                  │                          │непонятных слов.  │                      │
├───┼────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────────┤
│4. │С тяжелыми  │    нет    │Увеличивается на 1│нет                       │         -        │Текстовая форма       │
│   │нарушениями │           │час               │                          │                  │инструкции по         │
│   │речи        │           │                  │                          │                  │заполнению бланков    │
├───┼────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────────┤
│5. │С нарушени- │    нет    │Увеличивается на  │Отдельные аудитории и ППЭ │Ассистент, который│          -           │
│   │ями опорно- │           │1,5 часа          │должны находиться на 1    │может оказать     │                      │
│   │двигатель-  │           │                  │этажах.                   │помощь в фиксации │                      │
│   │ного ап-    │           │                  │Количество обучающихся в  │положения в       │                      │
│   │парата      │           │                  │одной аудитории - не более│кресле, укрепить и│                      │
│   │            │           │                  │6 человек                 │поправить протезы │                      │
│   │            │           │                  ├──────────────────────────┤и т.п.            │                      │
│   │            │           │                  │В ППЭ - пандусы и поручни,│                  │                      │
│   │            │           │                  │в помещении - специальные │                  │                      │
│   │            │           │                  │кресла, медицинские лежаки│                  │                      │
│   │            │           │                  │- для детей, которые не   │                  │                      │
│   │            │           │                  │могут долго сидеть        │                  │                      │
│   │            │           │                  ├──────────────────────────┤                  │                      │
│   │            │           │                  │В туалетных помещениях    │                  │                      │
│   │            │           │                  │также предусмотреть       │                  │                      │
│   │            │           │                  │расширенные дверные проемы│                  │                      │
│   │            │           │                  │и поручни                 │                  │                      │
├───┼────────────┼───────────┼──────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────────┤
│6. │Иные (диа-  │    нет    │Дополнительное    │             -            │         -        │          -           │
│   │бет, астма, │           │время на процедуры│                          │                  │                      │
│   │порок серд- │           │и лечебное питание│                          │                  │                      │
│   │ца, энурез, │           │(до 1 часа)       │                          │                  │                      │
│   │язва, слож- │           │                  │                          │                  │                      │
│   │ные формы   │           │                  │                          │                  │                      │
│   │остеохондро-│           │                  │                          │                  │                      │
│   │за, сколиоза│           │                  │                          │                  │                      │
│   │и др.)      │           │                  │                          │                  │                      │
└───┴────────────┴───────────┴──────────────────┴──────────────────────────┴──────────────────┴──────────────────────┘