См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО
от 14 ноября 2016 г. N 05-616

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки разработаны и направляются для использования в работе методические рекомендации для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

А.А.МУЗАЕВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В МЕРОПРИЯТИЯХ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ), ЛИЦЕНЗИОННОМУ
КОНТРОЛЮ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1. Основные положения

Настоящие методические рекомендации разработаны для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ) в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования.

Целью настоящих Методических рекомендаций является соблюдение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение профессионального образования и формирование единых подходов к проведению государственного контроля (надзора) в сфере образования, единой правоприменительной практики.

При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие мероприятия:

анализ и экспертиза документов и материалов, регламентирующих получение профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов);

анализ условий, обеспечивающих получение профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (доступная среда).

Параметрами оценки являются "имеется/отсутствует", "обеспечено/не обеспечено".

При оценивании обеспечения доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования экспертам рекомендовано пользоваться разработанной в настоящих Методических рекомендациях технологической картой (приложение к настоящим Методическим рекомендациям).

По итогам проверки экспертом делается вывод о соответствии или несоответствии организационного обеспечения инклюзивного образования и создания специальных условий в профессиональной образовательной организации для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

На основе представленных экспертом выводов по итогам проверки непосредственно после ее завершения должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, составляет акт проверки по установленной форме.

2. Основные понятия

В Методических рекомендациях используются следующие основные понятия:

адаптационная дисциплина - это элемент адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности;

индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

3. Экспертиза локальных актов профессиональной
образовательной организации

При проведении проверки профессиональной образовательной организации эксперт осуществляет анализ локальных актов, регламентирующих обеспечение необходимых условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

наличие в профессиональной образовательной организации структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

наличие локальных нормативных актов, содержащих нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

ведение специализированного учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на этапах их поступления в профессиональную образовательную организацию, обучения, трудоустройства.

В случае если в профессиональной образовательной организации имеется отдельное структурное подразделение, основной целью деятельности которого является создание специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проверить положение о структурном подразделении профессиональной образовательной организации, ответственном за инклюзивное образование. В соответствии с Требованиями к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М. Золотаревой 26.12.2013 N 06-2412вн (письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281) (далее - Требования к организации образовательной деятельности) проверяется и его закрепление в уставе организации.

В случае если такое структурное подразделение в профессиональной образовательной организации не создано, его функции должны быть переданы существующим структурным подразделениям, что также закрепляется в положениях о них, в должностных обязанностях ответственных лиц.

Наличие норм по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами необходимо проверить в:

положении о структурном подразделении профессиональной образовательной организации, ответственном за инклюзивное образование;

положении о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;

правилах приема в образовательную организацию;

правилах применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания;

положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

положении об индивидуальном обучении и других нормативных документах, затрагивающих интересы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся. Таким образом, при проверке локальных актов необходимо запросить протоколы советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.

При проверке профессиональной образовательной организации особое внимание надо уделить вопросу соблюдения законодательства при приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, руководствуясь Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденными приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 N 36 (далее - Порядок приема на обучение).

Приемная комиссия на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и информационном стенде до начала приема документов (не позднее 1 марта) должна разместить информацию, отражающую наличие в образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, виды и формы сопровождения обучения, использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе проверки документации приемной комиссии эксперту необходимо ознакомиться с материалами, подтверждающими учет особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья при проведении вступительных испытаний в части:

учета возможных трудностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья при сдаче вступительного испытания в общей аудитории;

присутствия ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей;

наличия инструкции о порядке проведения вступительных испытаний;

наличия технических средств, необходимых для сдачи вступительных испытаний (если таковые требуются);

наличия условий, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);

соблюдения требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с разделом 6 Порядка приема на обучение.

В соответствии с Требованиями к организации образовательного процесса в личном деле обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должны содержаться сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья, рекомендации, данные по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей или по результатам медико-социальной экспертизы и иные сведения. В целях обеспечения специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами профессиональными образовательными организациями должен быть организован сбор сведений о данных лицах, и обеспечен их систематический учет. В ходе проверки по данному вопросу необходимо запросить личные дела обучающихся, информацию по специализированному учету и документ, подтверждающий согласие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или инвалида на обработку его персональных данных.

4. Экспертиза соблюдения законодательства
Российской Федерации при организации инклюзивного
образования и создания специальных условий для получения
профессионального образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья

Согласно пункту 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности), в целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается:

1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе не должно превышать 15 человек.

В соответствии с частью 11 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, пунктом 44 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при получении среднего профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

5. Экспертиза содержания и структуры
адаптированной образовательной программы среднего
профессионального образования

Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также и индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Адаптированная образовательная программа должна содержать комплекс учебно-методической документации, включая учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, иных компонентов, определяет объем и содержание образования по профессии/специальности среднего профессионального образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной деятельности.

Адаптированная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО).

При проведении проверки соответствия структуры адаптированной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) требованиям ФГОС СПО необходимо установить наличие всех учебных циклов: общепрофессионального, адаптационного, профессионального, и разделов: физическая культура, учебная практика, производственная практика, промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация.

При проведении проверки соответствия структуры адаптированной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) требованиям ФГОС СПО необходимо установить наличие всех учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного, адаптационного, профессионального, и разделов: учебная практика, производственная практика (по профилю специальности), производственная практика (преддипломная), промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация.

При этом необходимо учитывать, что адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин. Введение адаптационных дисциплин в ППКРС и ППССЗ предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Профессиональная образовательная организация должна обеспечить обучающимся лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин, включаемых в вариативную часть указанных программ. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе, путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Перечень дисциплин адаптационного учебного цикла определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся. При этом все учебные циклы (кроме адаптационного) и разделы реализуются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в объемах, установленных в соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности.

Образовательная организация вправе самостоятельно сформировать перечень разделов или дополнить данный перечень другими разделами.

При проверке нормативного срока получения образования необходимо учитывать, что срок освоения адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО при необходимости увеличивается не более чем на 6 месяцев, по специальностям СПО - не более чем на 10 месяцев.

При проверке учебного плана необходимо учитывать, что учебный план для реализации адаптированной образовательной программы разрабатывается на основе примерного учебного плана и предусматривает добавление адаптационных дисциплин (адаптационный учебный цикл), предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при формировании общих и профессиональных компетенций. Дисциплины, относящиеся к обязательной части учебных циклов, учебной и производственных практик, являются обязательными для освоения всеми обучающимися, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Не допускается изъятие каких-либо дисциплин или модулей, практик и процедур итоговой аттестации из числа обязательных в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При разработке учебного плана адаптированной образовательной программы образовательной организацией может приниматься решение увеличения срока получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В этом случае при реализации адаптированной образовательной ППКРС максимальный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, который обучается на базе основного общего образования, может быть снижен до 45 академических часа в неделю при шестидневной учебной неделе, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при этом может быть снижен до 30 академических часов в неделю.

Эксперту необходимо знать, что максимальный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на базе среднего общего образования, может быть снижен до 39 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при этом может быть снижен до 26 академических часов в неделю. Допускается устанавливать для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья пятидневную учебную неделю.

При разработке учебного плана адаптированной образовательной ППССЗ максимальный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может быть снижен до 45 академических часа в неделю при шестидневной учебной неделе, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть снижен до 30 академических часов в неделю. По возможности рекомендуется устанавливать для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья пятидневную учебную неделю.

Объемы вариативной части учебных циклов адаптированной образовательной программы, определенные в ФГОС СПО по специальности (профессии) образовательные организации должны реализовывать в полном объеме и использовать:

на реализацию адаптационного учебного цикла;

на увеличение часов дисциплин и модулей обязательной части;

на введение новых элементов (дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей).

При их реализации в рамках адаптированной образовательной программы образовательной организацией предусматриваются специальные требования к условиям их реализации:

оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами ограничений здоровья;

информационное обеспечение обучения, включающее предоставление учебных материалов в различных формах;

формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны быть адаптированы для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Особое внимание при проверке должно быть уделено реализации раздела/дисциплины "Физическая культура". Образовательной организации рекомендуется устанавливать самостоятельно порядок и формы освоения данного раздела/дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья локальным нормативным актом образовательной организации. В программе раздела/дисциплины должны быть прописаны специальные требования к спортивной базе, обеспечивающие доступность и безопасность занятий. Преподаватели раздела/дисциплины "Физическая культура" должны иметь соответствующую подготовку для занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Группы для занятий физической культурой рекомендуется формировать в зависимости от видов нарушений здоровья (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания).

При необходимости организацией разрабатываются индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Эксперту стоит обратить внимание, что в индивидуальном плане обучения должны быть предусмотрены различные варианты проведения занятий: в профессиональной образовательной организации (в академической группе и индивидуально), а также на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

6. Проверка условий реализации адаптированной
образовательной программы

6.1. Кадровое обеспечение

Экспертом проверяется квалификация кадрового состава образовательной организации, принимающего участие в реализации адаптированных образовательных программ. При проверке наличия кадрового состава также устанавливается доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по вопросам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом экспертом проверяется ознакомление педагогических работников, участвующих в реализации адаптированной образовательной программы, с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проверяется привлечение тьюторов, психологов (педагогов-психологов, специальных психологов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагогов, сурдопереводчиков, тифлопедагогов, тифлосурдопереводчиков к реализации адаптированной образовательной программы.

6.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Адаптированная образовательная программа должна быть обеспечена учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии/специальности.

При проверке доступа к информационным и библиографическим ресурсам в сети "Интернет" эксперту нужно исходить из того, что каждый обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья должен быть обеспечен не менее чем одним учебным, методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (включая электронные базы периодических изданий).

Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья комплектация библиотечного фонда осуществляется электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания. Рекомендуется обеспечить к ним доступ обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных технических и программных средств.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены доступом к сети "Интернет".

6.3. Материально-техническое обеспечение

Экспертом проверяется соответствие материально-технического обеспечения реализации адаптированной образовательной программы не только общим требованиям, определенным в ФГОС СПО по профессии/специальности, но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения образовательного процесса каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможности здоровья должна быть отражена специфика требований к доступной среде, в том числе:

организации безбарьерной архитектурной среды образовательной организации;

организации рабочего места обучающегося;

техническим и программным средствам общего и специального назначения.

Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории должны быть оснащены современным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья.

6.4. Требования к организации практики
обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья

Экспертом проверяется реализация всех видов практик, предусмотренных в соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности. Цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому виду практики определяются образовательной организацией самостоятельно.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Для прохождения практики должны быть в наличии (при необходимости) специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых трудовых функций.

При определении мест прохождения учебной и производственных практик обучающимся инвалидом образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики инвалидами создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности".

7. Экспертиза соответствия результатов освоения
адаптированной образовательной программы требованиям
ФГОС СПО

Экспертом проверяется соответствие структуры оценки качества освоения обучающимися ППКРС, ППССЗ требованиям ФГОС СПО, включающей текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, государственную итоговую аттестацию.

Проверяются:

данные промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, в том числе, осуществляется проверка соответствия фондов оценочных средств, позволяющих оценить соответствие умений, знаний, практического опыта и освоенных компетенций требованиям ФГОС СПО;

проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должна быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).

7.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация обучающихся

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ограничений здоровья. Эксперт проверяет своевременность доведения данной информации до сведения обучающихся в сроки, определенные в локальных нормативных актах образовательной организации.

Эксперту следует обратить внимание на осуществление входного контроля. Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.д.).

Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также при выполнении индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д. Текущий контроль успеваемости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность.

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов и/или экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.

Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов необходимо привлекать преподавателей смежных дисциплин (курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным модулям необходимо привлекать в качестве внештатных экспертов работодателей.

7.2. Государственная итоговая аттестации
выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными
возможностями здоровья

В соответствии пунктом 33 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности государственная итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по профессии/специальности СПО, является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Государственная итоговая аттестация выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 N 968 (далее - Порядок проведения ГИА).

Экспертом проверяется наличие программы государственной итоговой аттестации, определяющей требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также к процедуре ее защиты.

Образовательная организация определяет требования к процедуре проведения государственной итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Процедура защиты выпускной квалификационной работы для выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья должна предусматривать предоставление необходимых технических средств и при необходимости оказание технической помощи.

В случае проведения государственного(-ых) экзамена(-ов) в соответствии с ФГОС СПО форма его (их) проведения для выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).

8. Проверка подготовки к трудоустройству
и содействия трудоустройству выпускников из числа
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов и их закреплению на рабочих местах

Данные мероприятия должны осуществляться во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству указанных лиц. Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются презентации и встречи работодателей с обучающимися старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. Эксперт должен акцентировать внимание на наличие в программах подготовки в рамках адаптационных дисциплин подготовки выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к трудоустройству.

9. Экспертиза комплексного сопровождения образовательного
процесса и здоровьесбережения

Эксперт оценивает наличие:

контроля за посещаемостью занятий;

помощи в организации самостоятельной работы в случае заболевания;

организации индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся;

содействия в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей;

психолого-педагогического сопровождения;

медицинско-оздоровительного сопровождения;

социального сопровождения (содействия в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения);

толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

10. Перечень документов по вопросам
инклюзивного образования

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";

постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности";

постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";

План реализации в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 N 1365-р;

приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования";

приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования";

приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 N 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования";

приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 N 36 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования";

приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.

Приложение
к Методическим рекомендациям

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В МЕРОПРИЯТИЯХ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ), ЛИЦЕНЗИОННОМУ
КОНТРОЛЮ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Критерий
Показатели
Значение критерия
Нормативный правовой акт, устанавливающий требование
Содержание требования
Создание безбарьерной архитектурной среды и обеспечение открытости профессиональной образовательной организации
Создание безбарьерной среды в профессиональной образовательной организации
Наличие пандусов
Да/нет
п. 41, 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается:
1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Наличие поручней
Да/нет
Наличие расширенных дверных проемов
Да/нет
Наличие лифтов или расположение аудиторий для обучения на 1 этаже
Да/нет
Локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м
Да/нет
Наличие специальных кресел
Да/нет
Наличие помещения для собаки-поводыря
Да/нет
Наличие специальных систем сигнализации и оповещения
Да/нет
Информационная открытость профессиональной образовательной организации
Наличие адаптированного сайта
Да/нет
п. 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG).
Наличие адаптированной справочной информации для слепых и слабовидящих лиц
Да/нет
п. 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
В доступных для слепых или слабовидящих обучающихся местах в адаптированной форме размещается справочная информация о расписании лекций, учебных занятий (выполняется крупным шрифтом (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и дублируется шрифтом Брайля.
Наличие адаптированной справочной информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху
Да/нет
п. 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Справочная информация о расписании учебных занятий дублируется звуком и визуально (устанавливаются мониторы с возможностью трансляции субтитров). Количество мониторов и их размеры определяются размером используемых помещений.
Адаптация содержания профессиональной образовательной программы индивидуальным особенностям обучающихся
Учет индивидуальных рекомендаций при разработке адаптированной образовательной программы (далее - АОП)
Наличие разработанной и утвержденной АОП
Да/нет
ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
Изменение срока освоения АОП
Да/нет
ФГОС СПО
Срок освоения АОП по профессии СПО может быть увеличен не более чем на 6 месяцев, по специальности СПО - не более чем на 10 месяцев.
Наличие в структуре АОП адаптационного цикла дисциплин
Да/нет
ч. 8 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Учебный план для реализации адаптированной образовательной программы разрабатывается на основе примерного учебного плана и предусматривает добавление адаптационных дисциплин (адаптационный учебный цикл), предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при формировании общих и профессиональных компетенций.
Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе, путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор адаптационных дисциплин определяется профессиональной образовательной организацией самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Наличие описания специальных требований и условий реализации дисциплины "Физическая культура"
Да/нет
ч. 8 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Образовательной организации рекомендуется самостоятельно устанавливать порядок и формы освоения дисциплины "Физическая культура" для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья локальным нормативным актом образовательной организации. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Рекомендуется в программу раздела/дисциплины включать определенное количество часов, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни, технологиям здоровьесбережения с учетом ограничений здоровья обучающихся.
В программе дисциплины "Физическая культура" должны быть прописаны специальные требования к спортивной базе, обеспечивающие доступность и безопасность занятий.
Адаптация форм и методов контроля, оценки результатов обучения
Да/нет
ч. 8 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся должны быть создать фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
Адаптация требований к организации практики
Да/нет
ч. 8 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ
При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимся, имеющим инвалидность, должны учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций.
Соответствие количества обучающихся в группе установленным требованиям в группе
Количество обучающихся
Да/нет
ч. 4 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 43 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Кадровая обеспеченность реализации АОП
Наличие сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков, ассистентов (тьюторов)
Да/нет
ч. 11 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 44 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Лицам с ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования предоставляются бесплатно услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков, ассистентов.
Наличие дополнительного профессионального образования у педагогов, работающих с инвалидами и лицами с ОВЗ
Да/нет
п. 2 ч. 1 ст. 34, ст. 46, ч. 12 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Обучающиеся имеют право на условия обучения в соответствии с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Педагогические работники должны владеть специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение учебниками
Наличие бесплатных специальных учебников и учебных пособий, дидактических материалов
Да/нет
ч. 3 и ч. 11 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 44 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Обучающимся бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература.
Наличие бесплатных учебных и лекционных материалов в электронном виде
Да/нет
ч. 11 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 44 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учебные и лекционные материалы предоставляются в электронном виде.
Обеспечение техническими средствами обучения
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Да/нет
ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 42 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Компьютеры со специализированным программным обеспечением, звукоусиливающая аппаратура, мультимедийная аппаратура, специальные учебные места с регулируемыми параметрами.
Организация психолого-медико-педагогической коррекции
Наличие специалистов, обеспечивающих проведение групповых и коррекционных занятий (педагоги-психологи, социальные педагоги)
Да/нет
п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 41 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Обучающиеся имеют право на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию. С обучающимися проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
Соблюдение прав и социальных гарантий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Соблюдение прав поступающих с ограниченными возможностями здоровья при организации приема
Наличие на сайте информации об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Да/нет
п. 18.1 Порядка приема на обучение
Приемная комиссия на официальном сайте образовательной организации и информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 марта:
особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
информацию о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования); в случае необходимости прохождения указанного осмотра - с указанием перечня врачей-специалистов, перечня лабораторных и функциональных исследований, перечня общих и дополнительных медицинских противопоказаний.
Наличие медицинской справки (при поступлении на специальности и направления подготовки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2013 N 697 "Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности"
Да/нет
п. 23 Порядка приема на обучение
При поступлении на обучение по специальностям, входящим в Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) поступающий представляет оригинал или копию медицинской справки, содержащей сведения о проведении медицинского осмотра. Медицинская справка признается действительной, если она получена не ранее года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний.
В случае непредставления поступающим либо недействительности медицинской справки, отсутствия в ней полностью или частично сведений о проведении медицинского осмотра организация обеспечивает прохождение поступающим медицинского осмотра полностью или в недостающей части. Информация о времени и месте прохождения медицинского осмотра размещается на официальном сайте.
В случае если у поступающего имеются медицинские противопоказания, установленные приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н, образовательная организация обеспечивает его информирование о связанных с указанными противопоказаниями последствиях в период обучения в образовательной организации и последующей профессиональной деятельности.
Соблюдение прав поступающих с ограниченными возможностями здоровья при организации вступительных испытаний (при наличии)
Наличие отдельных помещений для прохождения вступительных испытаний лицами с ограниченными возможностями здоровья (при необходимости)
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Вступительные испытания для лиц с ограниченными возможностями здоровья возможны в одной аудитории с другими поступающими лицами, если это не создает трудностей для поступающих с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие ассистента в аудитории (при необходимости)
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Ассистент в аудитории оказывает необходимую техническую помощь поступающим (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором).
Возможность использования технических средств (при необходимости)
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Поступающие имеют право пользоваться необходимыми техническими средствами с учетом своих индивидуальных особенностей.
Наличие инструкции о порядке проведения вступительных испытаний (далее - инструкция) в печатном виде
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Поступающим предоставляется в печатном виде инструкция.
Создание условий для прохождения вступительных испытаний слепыми (при наличии)
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Задания, инструкция оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением или зачитываются ассистентом. Для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением.
Создание условий для прохождения вступительных испытаний слабовидящими (при наличии)
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Обеспечивается равномерное освещение, предоставление при необходимости увеличивающего устройства, задания и инструкции оформляются увеличенным шрифтом.
Создание условий для прохождения вступительных испытаний глухими, слабослышащими и лицами с тяжелыми нарушениями речи (при наличии)
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Обеспечивается использование звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования.
По желанию экзамен может проводиться в письменной форме.
Создание условий для прохождения вступительных испытаний лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата (при наличии)
Да/нет
п. 33 Порядка приема на обучение
Письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту.
По желанию экзамен может быть проведен в устной форме.
Соблюдение прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при организации образовательной деятельности
Соблюдение прав детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости) при применении мер дисциплинарного взыскания
Да/нет
ч. 5 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
Обеспечение бесплатным двухразовым питанием
Да/нет
ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не находящиеся на полном государственном обеспечении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Соблюдение установленного порядка назначения государственной социальной стипендии
Да/нет
ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Государственная социальная стипендия назначается детям-инвалидам, инвалидам 1 и 2 групп, инвалидам с детства, студентам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
Закрепление в локальном нормативном акте образовательной организации первоочередного порядка предоставления жилых помещений инвалидам
Да/нет
ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.
Дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, студенты, ставшие инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы места в общежитии предоставляются в первоочередном порядке.
Обеспечение нуждающихся в предоставлении жилплощади инвалидов местами в общежитии на бесплатной основе
Да/нет
ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Детям-инвалидам, инвалидам 1 и 2 групп, инвалидам с детства, студентам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы места в общежитии предоставляются бесплатно.
Организация государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Соблюдение прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при проведении государственной итоговой аттестации (далее - ГИА)
Наличие письменных заявлений о необходимости создания специальных условий для проведения ГИА
Да/нет
п. 28 Порядка проведения ГИА
Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников подают письменное заявление о создания специальных условий для проведения ГИА. Заявление подаются не позднее, чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации.
Обеспечение соблюдения общих требований при проведении ГИА
Да/нет
п. 26 Порядка проведения ГИА
Проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;
присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссий);
пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей.
Обеспечение соблюдения дополнительных требований в зависимости от категорий выпускников
Да/нет
п. 27 Порядка проведения ГИА
Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых:
задания для выполнения, а также инструкция о порядке государственной итоговой аттестации оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме.