См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО
от 13 июля 2020 г. N 10-352

В дополнение к письму Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.03.2020 N 10-152 направляем обновленные критерии качества и объективности проведения основного периода ЕГЭ и иных оценочных процедур в субъектах Российской Федерации в 2020 году (далее - критерии).

Расчет показателей критериев осуществляется Рособрнадзором самостоятельно, в том числе на основании информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, предоставляемой по отдельным запросам Рособрнадзора и подведомственных ему организаций.

А.А.МУЗАЕВ

Приложение

КРИТЕРИИ
КАЧЕСТВА И ОБЪЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА ЕГЭ
И ИНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2020 ГОДУ

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛ-ВО БАЛЛОВ - 1 020
МАКСИМАЛЬНЫЙ ВЫЧЕТ - МИНУС 318 БАЛЛОВ

Показатели критерия
Методика расчета показателя
Максимальное кол-во баллов за показатель
I. Объективность результатов ВПР и эффективность механизмов управления качеством образования
400 баллов
1. Качество ведения ОИВ информационных систем Рособрнадзора
Размещение на сайте ФГБУ "ФИОКО" https://fioco.ru/в разделе "Сопровождение контрольно-надзорной деятельности", подраздел "Методики", 30 апреля 2020 года
400 баллов
2. Уровень объективности оценки образовательных результатов в субъекте Российской Федерации
Размещение на сайте ФГБУ "ФИОКО" https://fioco.ru/в разделе "Сопровождение контрольно-надзорной деятельности", подраздел "Методики", 30 апреля 2020 года
3. Эффективность механизмов управления качеством образовательных результатов в субъекте Российской Федерации
Размещение на сайте ФГБУ "ФИОКО" https://fioco.ru/в разделе "Сопровождение контрольно-надзорной деятельности", подраздел "Методики", 30 апреля 2020 года
4. Эффективность механизмов управления качеством образовательной деятельности в субъекте Российской Федерации
Размещение на сайте ФГБУ "ФИОКО" https://fioco.ru/в разделе "Сопровождение контрольно-надзорной деятельности", подраздел "Методики", 30 апреля 2020 года
II. Проведение диагностических работ в 10-х классах
20 баллов
1. Проведение диагностических работ по программам основного общего образования для обучающихся 10-х классов с целью определения уровня и качества знаний, полученных по завершении освоения образовательных программ основного общего образования <1>
Сумма значений:
проведение диагностических работ по программам основного общего образования по русскому языку и математике - 5 баллов;
проведение диагностических работ по программам основного общего образования по учебным предметам, соответствующим выбранному профилю обучения (кроме русского языка и литературы) - 5 баллов;
предоставление результатов диагностических работ в ФИС ГИА и приема - 10 баллов.
20 баллов
III. Эффективность организационно-технологического обеспечения проведения ЕГЭ и качество оценивания результатов экзаменов
300 баллов
1. Контроль готовности ППЭ к ЕГЭ <2>
Своевременное внесение информации в Систему - 30 баллов;
несвоевременное внесение информации в Систему:
от 1 до 3 фактов - 10 баллов;
более 3 фактов - 0 баллов.
30 баллов
2. Применение технологии "Сканирование экзаменационных материалов (ЭМ) в ППЭ" <3>
19 баллов
Значение:
100% - 19 баллов;
от 85% до 99% - 15 баллов;
от 60% до 84% - 10 баллов;
от 33% до 59% - 5 баллов;
3. Соблюдение сроков сканирования и (или) обработки бланков ЕГЭ <4>, <5>
Зафиксирован факт несвоевременного завершения сканирования и (или) обработки бланков ЕГЭ - 0 баллов;
Своевременное завершение сканирования и обработки бланков ЕГЭ - 20 баллов.
20 баллов
4. Организация дистанционной работы конфликтной комиссии при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами
Рассмотрение конфликтной комиссией в дистанционном режиме не менее 50% апелляций о несогласии с выставленными баллами (от общего числа поданных апелляций о несогласии с выставленными баллами) - 16 баллов
16 баллов
2. Эффективность общественного наблюдения
90 баллов
1. Охват ППЭ <6> общественным наблюдением
Сумма значений:
40 баллов
Значение:
от 90% до 100% - 20 баллов;
от 70% до 89% - 15 баллов;
от 50% до 69% - 10 баллов.
Значение:
от 90% до 100% - 20 баллов;
от 70% до 89% - 15 баллов;
от 50% до 69% - 10 баллов.
2. Контроль за отработкой меток о нарушениях в ППЭ на портале smotriege.ru или в CCTV-решении <7>
25 баллов
Значение:
от 90% до 100% - 25 баллов;
от 80% до 89% - 15 баллов.
3. Эффективность работы регионального СИЦ <9>
25 баллов
Значение:
50% - 100% - 25 баллов;
40% - 49% - 15 баллов.
3. Качество работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации (ПК)
59 баллов
1. Доля перепроверок <11> и апелляций <12>, по результатам которых в оценивание развернутых ответов экзаменационных работ не было внесено изменений ни по одному из критериев
15 баллов
Значение:
от 90% до 100% - 13 баллов
от 70% до 89% - 15 баллов
от 50% до 69% - 12 баллов
2. Участие в 2020 году в очных семинарах по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ, организованных для председателей (заместителей председателей) ПК
За участие в семинарах по каждому учебному предмету: русский язык, математика (профильный уровень), физика, химия, информатика и ИКТ, биология, история, география, иностранный язык, обществознание, литература - по 1 баллу.
11 баллов
3. Содержательный анализ согласованности работы экспертов ПК в отчетах о работе ПК, включающий следующие обязательные позиции:
А) Перечень экспертов, которые более чем в 5% проверенных работ выставили баллы, значительно отличающиеся от баллов, выставленных другими экспертами (сумма расхождений по всем позициям оценивания), вероятные причины, принятые меры;
Б) Перечень экспертов, по итогам работы которых экзаменационные работы участников ЕГЭ направлялись на третью проверку чаще, чем работы, проверенные другими экспертами ПК, вероятные причины, принятые меры;
В) Перечень экспертов, указанных и в перечне п. А), и в перечне п. Б), и в перечне экспертов, регулярно допускавших значительные расхождения в оценивании работ участников ЕГЭ в 2019 и/или 2018 году, вероятные причины, принятые меры.
По учебным предметам: русский язык, история, обществознание, литература, английский язык; математика (профильный уровень), физика, химия, информатика и ИКТ, биология, география - по 3 балла
33 балла
За позиции:
А) 1 балл, Б) 1 балл, В) 1 балл
4. Рассогласованность членов ПК при оценивании экзаменационных работ ("минус")
Минус 21 балл
1. Наличие хотя бы одной ПК, по результатам работы которых на третью проверку было направлено аномальное количество экзаменационных работ <13>
Минус 21 балл
Значения аномальных показателей для учебных предметов:
математика (профильный уровень), физика, химия, информатика и ИКТ, география - более 15%;
биология, русский язык - более 20%;
история, обществознание, английский язык - более 40%;
литература - более 45%.
5. Содержательный анализ результатов ГИА (по качеству статистико-аналитических отчетов о результатах ЕГЭ по учебным предметам в субъектах Российской Федерации)
66 баллов
1. Содержательный анализ динамики результатов ЕГЭ <14> по учебному предмету, включающий следующие обязательные позиции:
А) Описание значимых изменений в результатах ЕГЭ 2020 года по учебному предмету относительно результатов 2018 - 2019 гг.;
Б) На основе выявленных значимых изменений выводы о тенденциях и возможных причинах выявленных значимых изменений в результатах ЕГЭ или отсутствии существенной динамики.
По каждому учебному предмету: русский язык, математика (профильный уровень), физика, химия, информатика и ИКТ, биология, история, география, английский язык, обществознание, литература - по 2 балла (всего 22 балла максимум).
22 балла
За позиции:
А) - 1 балл, Б) - 1 балл.
2. Рекомендации для системы образования субъекта Российской Федерации по совершенствованию преподавания, разработанные на основе проведенного анализа результатов ЕГЭ текущего года по учебному предмету <15>
По каждому учебному предмету: русский язык, математика (профильный уровень), физика, химия, информатика
и ИКТ, биология, история, география, английский язык, обществознание, литература - по 4 балла. Всего 44 балла максимум, по 1 баллу за каждую позицию в отчете по учебному предмету:
А) Выявление в КИМ заданий с наименьшими процентами выполнения; выделение среди них заданий базового уровня с процентом выполнения ниже 50 и заданий повышенного и высокого уровня с процентом выполнения ниже 15.
Б) Разбор типичных затруднений, ошибок, в том числе описание недостатков освоения предмета, которыми вызваны типичные затруднения, ошибки.
В) Составленные на основе выявленных типичных затруднений и ошибок рекомендации по совершенствованию преподавания предмета для всех обучающихся, а также по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки.
Г) Составленные на основе выявленных типичных затруднений и ошибок рекомендации по темам для обсуждения на методических объединениях учителей и возможным направлениям повышения квалификации для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования.
44 балла
6. Нарушение требований к предоставлению Статистико-аналитического отчета ("минус")
Минус 32 балла
1. Нарушение структуры Статистико-аналитического отчета
Число отчетов, в которых отсутствует или не заполнялся хотя бы один раздел из актуального шаблона (максимально за 11 отчетов - минус 22 балла).
Минус 22 балла
2. Нарушение сроков предоставления статистико-аналитических отчетов, установленных Рособрнадзором
Несоблюдение установленных сроков: предоставление статистико-аналитических отчетов позднее 7 сентября 2020 года (зафиксирован хотя бы один факт - максимально минус 10 баллов)
Минус 10 баллов
7. Организационно-технологические нарушения ("минус")
Минус 265 баллов
1. Участники ЕГЭ, которые сдавали экзамены в аудиториях не в соответствии с автоматизированным распределением по аудиториям ППЭ
При фиксировании хотя бы одного факта - минус 10 баллов
Минус 10 баллов
2. Ошибочные метки организаторов в бланках регистрации "Не завершил экзамен" и/или "Удален с экзамена"
по количеству чел./экз. (10 чел./экз и более - минус 10 баллов)
Минус 10 баллов
3. Несвоевременное начало экзамена по вине лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ в ППЭ (позднее 11:00 по местному времени) <16>
Число экзаменов, начавшихся позднее 11 часов 00 минут по местному времени x 5 (более 6 экзаменов - максимально минус 35 баллов)
Минус 35 баллов
4. Прерывание онлайн-трансляции <17> с 10:00 до 15:00 дня проведения экзамена
Количество дней экзаменов, в которые было зафиксировано прерывание онлайн-трансляции во время проведения экзамена.
Значение:
4 дня экзаменов и более - минус 25 баллов;
2 - 3 дня экзаменов - минус 15 баллов;
1 день экзамена - минус 10 баллов.
Минус 25 баллов
5. Дубли ИК, использование апробационных или прошлогодних ДБО N 2, автоматизированное распределение участников ЕГЭ по аудиториям в день экзамена
Минус 5 баллов за каждое допущенное нарушение (более 5-ти нарушений - минус 25 баллов)
Минус 25 баллов
6. Нарушение информационной безопасности ЭМ
Кол-во случаев нарушения информационной безопасности x 20
(5 нарушений и более - максимально минус 100 баллов)
Минус 100 баллов
7. Выявление нарушений из обращений граждан в Рособрнадзор
Подтверждение факта нарушения Порядка ГИА, указанного в обращении(ях)
Минус 20 баллов
8. Активность участия в тренировочных и апробационных мероприятиях ФГБУ "ФЦТ" <18>, <19>
Минус 40 баллов
Значение:
80 - 100% - 40 баллов;
60 - 79% - 20 баллов.
9. Прочие организационно-технологические нарушения, допущенные на экзамене, не представленные в Критериях.
Минус 12 баллов за наличие факта нарушения
Минус 12 баллов
IV. Эффективность осуществления контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования при проведении ЕГЭ
200 баллов
1. Правоприменительная практика части 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении участников ЕГЭ <21>
Сумма значений <22>:
50 баллов
2. Правоприменительная практика части 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иных управленческих решений в отношении лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, допустивших нарушение Порядка ГИА <25>
50 баллов
3. Проведение региональных перепроверок отдельных экзаменационных работ участников ЕГЭ, попавших в зоны риска <27>
100 баллов
V. Открытость деятельности ОИВ при проведении ЕГЭ
100 баллов
1. Участие во Всероссийской акции "Единый день сдачи ЕГЭ родителями"
участие и выход 10 и более публикаций с комментариями экспертов и участников экзамена в СМИ субъекта Российской Федерации - 25 баллов;
участие и выход от 5 до 9 публикаций с комментариями экспертов <29> и участников экзамена в СМИ субъекта Российской Федерации - 15 баллов;
участие и выход менее 5 публикаций с комментариями экспертов и участников экзамена в СМИ субъекта Российской Федерации - 5 баллов;
неучастие в акции - 0 баллов.
25 баллов
2. Освещение в СМИ кампании ЕГЭ (без учета п. 1 раздела V)
Публикации в СМИ <30>:
51 публикация и более - 35 баллов;
41 - 50 публикаций - 30 баллов;
31 - 40 публикаций - 25 баллов;
21 - 30 публикаций - 20 баллов;
10 - 20 публикаций - 5 баллов.
35 баллов
3. Активность ОИВ в социальных сетях (ведение сообществ в социальных сетях)
Ведение сообществ ОИВ в социальных сетях <31> (либо по тематике ГИА в субъекте Российской Федерации):
два и более сообщества, общее количество участников - свыше 1 000 пользователей, регулярная публикация постов (1 - 2 раза в день), обратная связь - ответы на вопросы, контроль и модерация комментариев, использование контента сообществ Рособрнадзора и "ЕГЭ и ГИА" - 20 баллов;
одно сообщество, количество участников - свыше 500 пользователей, регулярная публикация постов (1 - 2 раза в день), обратная связь - ответы на вопросы, контроль и модерация комментариев, использование контента сообществ Рособрнадзора и "ЕГЭ и ГИА" - 10 баллов;
отсутствие сообществ - 0 баллов.
20 баллов
4. Актуальность контактных данных регионального ОИВ и телефонов "горячих линий" по вопросам ЕГЭ на официальном сайте ОИВ
Размещение актуальных контактных данных ОИВ и телефонов "горячих линий" ОИВ и Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ на главной странице официального сайта ОИВ;
наличие - 10 баллов;
отсутствие или неактуальные - 0 баллов.
10 баллов
5. Актуальность контактных данных ОИВ и телефонов "горячих линий" по вопросам ЕГЭ на официальном сайте Рособрнадзора, официальном информационном портале ЕГЭ
Предоставление актуальных контактных данных ОИВ и телефонов "горячих линий" по вопросам ЕГЭ для размещения на официальном сайте Рособрнадзора и официальных информационных порталах ЕГЭ:
предоставление - 5 баллов;
непредоставление или неактуальные - 0 баллов.
5 баллов
6. Размещение баннеров по вопросам ЕГЭ и со ссылками на официальный информационный портал ЕГЭ и иной информации, рекомендованной к размещению пресс-службой Рособрнадзора, на главной странице официального сайта ОИВ
Размещение баннеров по вопросам ЕГЭ со ссылками на официальные информационные порталы ЕГЭ и иной информации, рекомендованной к размещению пресс-службой Рособрнадзора, на главной странице официального сайта ОИВ:
размещение - 5 баллов;
неразмещение - 0 баллов.
5 баллов

--------------------------------

<1> Учитывается участие обучающихся 10-х классов в диагностических работах в сентябре - октябре 2020 года.

<2> Работа в системе "Мониторинг готовности ППЭ".

<3> Без учета ППЭ, организованных на дому, в медицинских организациях, а также расположенных в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, а также в санаторно-курортных образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

<4> Соблюдение требований пункта 77 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 190/1512 (Порядок ГИА), в части сроков сканирования и обработки бланков ЕГЭ.

<5> За исключением экзаменов, в которых участники ЕГЭ выполняли работу с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.

<6> Без учета ППЭ, организованных на дому, в медицинских организациях, а также расположенных в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, а также в санаторно-курортных образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

<7> Отсутствие меток о нарушении (или метки не подтверждены модератором) - 25 баллов.

<8> Отработанными метками являются метки со статусом "Отработка проверена", информация об обработке которых поступила до 17.00 по местному времени дня проведения экзамена. Учитываются отработанные метки (результат отработки представлен и проверен ОИВ).

<9> Расчет показателя осуществляется при условии, что доля аудиторий, которые вышли в трансляцию в день проведения экзамена и просмотрены региональными наблюдателями в прямом эфире, составляет не менее 40% от общего количества аудиторий, вышедших в трансляцию (кроме штабов ППЭ). Если данное условие не выполнялось, то значение показателя составляет 0 баллов. Итоговый показатель рассчитывается как среднее арифметическое за все экзаменационные дни, в т.ч. за резервные дни.

<10> Расчет по каждому экзаменационному дню ведется отдельно, учитывая все вышедшие в трансляцию аудитории (кроме штабов ППЭ) во время проведения экзамена. Расчет производится при просмотре одновременно не более 4-х аудиторий (кроме штаба ППЭ) без прерывания в разделе "Прямой эфир" непосредственно во время проведения экзамена.

<11> Учитываются все виды перепроверок (региональная и федеральная перепроверки). Перепроверки экзаменационных работ по итогам межрегиональной перекрестной проверки не учитываются только в случае подтверждения результата перепроверок ПК, созданными Рособрнадзором. Проверка экзаменационной работы 3-м экспертом не является перепроверкой (в расчете данного показателя не участвует).

<12> Не учитываются апелляции, удовлетворенные в связи с выявлением технических ошибок, а также апелляции, связанные с ошибками распознавания баллов в протоколах проверки развернутых ответов. Апелляции на результаты межрегиональной перекрестной проверки не учитываются только в случае подтверждения результата апелляции ПК, созданными Рособрнадзором.

<13> Экзаменационные работы основного периода проведения ЕГЭ 2020 года.

<14> В соответствии со структурой и требованиями раздела 2 шаблона Статистико-аналитического отчета о результатах ЕГЭ в субъектах Российской Федерации.

<15> В соответствии со структурой и требованиями разделов 3 - 4 шаблона Статистико-аналитического отчета о результатах ЕГЭ в 2020 году в субъектах Российской Федерации.

<16> Информация из системы "Мониторинг готовности ППЭ".

<17> Продолжительность прерывания онлайн-трансляции в день проведения экзамена составила 15 минут и более, при этом при расчете не учитываются прерывания онлайн-трансляции, причинами которых явились аварии техногенного, природно-климатического характера, указанные ОИВ в официальных письмах в Рособрнадзор. Под временем проведения экзамена понимается временной промежуток от 10:00 до времени, которое фиксируется в Системе мониторинга ППЭ при проставлении статуса "Экзамен завершен".

<18> Учитываются аудитории ППЭ, хотя бы один раз принявшие участие в тренировках и апробациях, проводимых на федеральном уровне в 2019/20 учебном году.

<19> Без учета ППЭ, организованных на дому, в медицинских организациях, а также расположенных в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, а также в санаторно-курортных образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

<20> Учитываются аудитории, хотя бы один раз принявшие участие в тренировках и апробациях, проводимых на федеральном уровне в 2019/20 учебном году.

<21> При отсутствии нарушений со стороны участников экзаменов значение соответствует 50 баллам.

<22> Округление результата до целого числа.

<23> Под положительным решением понимается вынесение решения о наложении штрафа, объявление устного замечания или предупреждения, а также решения, содержащие признание судом факта нарушения (в том числе решение об освобождении от наказания в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности). В случае отсутствия совершеннолетних нарушителей значение соответствует 5 баллам.

<24> Под положительным решением понимается вынесение решения о наложении штрафа, объявление устного замечания или предупреждения, а также решения, содержащие признание КДН факта нарушения (в том числе решение об освобождении от наказания в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности). В случае отсутствия совершеннолетних нарушителей значение соответствует 5 баллам.

<25> При отсутствии нарушений со стороны лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, значение соответствует 50 баллам.

<26> Под положительным решением понимается вынесение решения о наложении штрафа, объявление устного замечания или предупреждения, а также решения, содержащие признание судом факта нарушения.

<27> Учитываются следующие зоны риска: "3 и более удовлетворенные апелляции у одного участника", "Завершившие досрочно в основной день и получившие 80 - 100 баллов в резервный день", "Удовлетворенные апелляции на результат, позволившие участнику экзамена получить минимальное количество баллов, определенное Рособрнадзором".

<28> При отсутствии работ в "зонах риска" значение соответствует 100 баллам.

<29> Здесь и далее "эксперты" - организаторы ППЭ, руководители ППЭ, сотрудники РЦОИ, представители научных сообществ.

<30> Здесь и далее "СМИ" - это средства массовой информации федерального, регионального, муниципального уровней, а также корпоративные и школьные издания. К СМИ не относятся сайты ОИВ (или организаций), сообщества в социальных сетях.

<31> Здесь и далее "сообщества ОИВ в социальных сетях" - это сообщества в социальных сетях от лица руководителя ОИВ, а также подведомственных и уполномоченных ОИВ организаций (под контролем ОИВ).