См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 5 мая 2025 г. N 05-100
ОБ ОКАЗАНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ И (ИЛИ) О КВАЛИФИКАЦИИ, ДОКУМЕНТОВ ОБ УЧЕНЫХ
СТЕПЕНЯХ, УЧЕНЫХ ЗВАНИЯХ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с решениями Верховного суда Российской Федерации от 24.12.2024 N АКПИ24-976, от 16.04.2025 N АКПИ25-30 о признании пункта 8 Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2023 N 1891 (далее - Правила N 1891), и пункта 8 Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2023 N 1890 (далее - Правила N 1890), не действующими в той части, в которой они не предусматривают заявителю возможности подачи лично в компетентный орган заявления и прилагаемых к нему документов и (или) сведений, перечисленных в пунктах 4 - 6 указанных Правил, информирует о необходимости обеспечить прием и регистрацию документов в рамках предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, документов об ученых степенях, ученых званиях (далее - государственная услуга) при обращении заявителя лично в компетентный орган.
Одновременно сообщаем, что возможность внесения сведений о заявлениях, поданных лично в компетентный орган, посредством федеральной информационной системы "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации" обеспечена.
Вместе с тем обращаем внимание на необходимость продолжения работы по популяризации способа подачи документов на предоставление государственной услуги посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ).
Дополнительно информируем, что предоставление государственной услуги осуществляется в условиях эксперимента, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 N 1279 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования" (далее - Постановление N 1279).
На основании пункта 9(1) Постановления N 1279 порядок предоставления разрешений, в отношении которых осуществляется эксперимент, разрабатывается участником эксперимента, осуществляющим полномочия по предоставлению соответствующего разрешения, в соответствии с описанием целевого состояния и включает в себя перечень документов (сведений), запрашиваемых при обращении заявителя с заявлением о предоставлении разрешения, в отношении которого осуществляется эксперимент, или с заявлением о прекращении вида деятельности, на осуществление которого требуется получение разрешения (далее соответственно - заявление, перечень документов (сведений), а также устанавливает особенности осуществления процедур, связанных с подачей, приемом и рассмотрением заявлений (далее - Оптимизированный стандарт).
Оптимизированный стандарт по предоставлению государственной услуги содержит сокращенный перечень документов (сведений), а также межведомственное взаимодействие с единым федеральным информационным регистром, содержащим сведения о населении Российской Федерации (далее - ЕРН), и Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России) с целью получения сведений о смене фамилии, и (или) имени, и (или) отчества (при наличии), а также о документе, удостоверяющем личность заявителя (обладателя документа).
В рамках проведения эксперимента отказ или возврат заявлений по причине отсутствия сведений в ЕРН или информационной системе МВД России не допускается.
С целью недопущения нарушения прав заявителей необходимую информацию о документе, подтверждающем изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества (при наличии), документе, удостоверяющем личность заявителя (обладателя документа), компетентному органу необходимо уточнять у заявителя.
Указанные ограничения применяются до внесения изменений в Правила N 1890 и Правила N 1891.
Одновременно обращаем внимание, что заявитель вправе загрузить соответствующие сканы документов в разделе "Документ для апостиля" на ЕПГУ (в том числе в формате архива).
Рособрнадзор рекомендует разместить указанную информацию на официальных сайтах компетентных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Дополнительно информируем, что административные регламенты по предоставлению государственной услуги применяются в части, не противоречащей Правилам N 1890 и Правилам N 1891 с учетом возможности подачи заявления на личном приеме в компетентном органе.
С.М.РУКАВИШНИКОВ