См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО
от 4 октября 2005 г. N 02-436/ин

О ДОКУМЕНТАХ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ НАЛИЧИЕ У ЛИЦЕНЗИАТА
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В связи с многочисленными запросами, поступающими по вопросам представления при лицензионной экспертизе вузами и учреждениями дополнительного профессионального образования (далее - образовательными учреждениями) договоров безвозмездного пользования, Рособрнадзор сообщает следующее.

В соответствии с п. 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, для получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности соискатель лицензии обязан представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие его право на владение, пользование или распоряжение необходимой для организации образовательного процесса учебно-материальной базой на срок действия лицензии. Для вузов согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ такими документами являются свидетельства о государственной регистрации права собственности, права оперативного управления, договоры аренды, оформленные в установленном порядке.

Однако образовательные учреждения, реализующие образовательные программы сельскохозяйственного, медицинского профилей, а также вузы культуры и искусства нередко представляют в качестве документов, подтверждающих право на владение, пользование или распоряжение учебно-материальной базой, договоры о совместной деятельности (работе) соответственно с учреждениями здравоохранения, сельскохозяйственными организациями или учреждениями культуры.

Предметом такого вида договоров является совместная деятельность его участников. Имущество (в частности, помещения, предоставленные учреждениями здравоохранения, культуры и т.д.) используется не самим образовательным учреждением и не в собственных интересах, а обеими сторонами договора в их общих интересах, т.е. для достижения единой для сторон цели (ст. 1042, 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом только в отдельных случаях указывается площадь совместно используемых помещений, представляются заключения органов Государственной санитарно-эпидемиологической и Государственной противопожарной служб, выданные не соискателю лицензии, а собственнику имущества, либо данные документы вообще не представляются. Такие договоры не могут служить основанием для установления (увеличения) предельной численности контингента обучающихся, а могут являться документами, подтверждающими наличие у образовательных учреждений баз практик в соответствии с учебными планами лицензируемых образовательных программ.

Вместе с тем образовательные учреждения, реализующие образовательные программы указанных профилей, могут оформлять право пользования учебно-материальной базой, необходимой для организации практических занятий, используя договора безвозмездного пользования (договор ссуды), что позволяет получить им необходимые заключения органов Государственной санитарно-эпидемиологической и Государственной противопожарной служб. Наличие указанных договоров в дополнение к указанным в абзаце 2 настоящего письма документам дает возможность в соответствии с установленными требованиями учесть их при расчете предельной численности контингента обучающихся. При этом следует иметь в виду, что согласно требованиям ч. 1 ст. 690 Гражданского кодекса Российской Федерации право передачи имущества в безвозмездное пользование принадлежит его собственнику и иным лицам, уполномоченным на это законом или собственником.

Заместитель руководителя
Е.Н.ГЕВОРКЯН