См. Документы Федерального агентства по недропользованию

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ

ПИСЬМО
от 3 июня 2022 г. N ОК-03-31/10744

Федеральное агентство по недропользованию рассмотрело обращение по вопросу учета расходов воды на нужды пожаротушения при расчете водопотребления предприятия и в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с положениями ст. 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, не отнесенными к участкам недр местного значения, принимается решение о предоставлении недр в пользование для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, или для осуществления геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, или для геологического изучения участка недр в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, их разведки и добычи, осуществляемых по совмещенной лицензии.

Предоставление в пользование участков недр местного значения осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 7 ст. 10.1 и ст. 18 Закона "О недрах").

Роснедра не вправе осуществлять оценку требований, предъявляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в рамках процедуры предоставления права пользования участками недр местного значения.

При этом следует учесть, что законодательством о недрах не предусмотрен такой вид пользования недрами, как добыча подземных вод для целей пожаротушения.

Дополнительно сообщаем, что порядок использования водных объектов для обеспечения пожарной безопасности установлен Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (далее - ВК РФ).

Согласно п. 1 и 2 ст. 53 ВК РФ забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве. При этом, согласно ч. 2 указанной статьи, использование водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, для иных целей запрещается.

Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство допускает забор водных ресурсов из водных объектов в необходимом для ликвидации пожара количестве, для тушения уже начавшегося пожара.

В соответствии с 2 ст. 53 ВК РФ и ч. 2 ст. 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, в целях предотвращения пожаров предусматривают наличие и создание специальных источников противопожарного водоснабжения.

Выделение специальных водоемов для пожаротушения является частью пожарной профилактики, т.е. специального комплекса мер для предупреждения и локализации пожаров. Чаще всего для пожаротушения выделяются поверхностные водные объекты (мелководные пруды), обустроенные для установки пожарных автомобилей и возможности забора воды в любое время года.

В случае если пользование водным объектом осуществляется на основании лицензии на пользование недрами, точный учет объемов воды, израсходованных на пожаротушение, не представляется возможным.

Кроме того, порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденный приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903, не предусматривает отдельного учета объема забора (изъятия) воды на цели пожаротушения.

Заместитель руководителя
О.С.КАСПАРОВ