См. Документы Федерального агентства лесного хозяйства
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПИСЬМО
от 20 декабря 2022 г. N ИС-03-54/32044
О ПЕРЕВОДЕ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА В ДРУГУЮ КАТЕГОРИЮ
В соответствии с подпунктом 5.4.2 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, в Рослесхоз на рассмотрение поступают ходатайства о переводе земель лесного фонда в земли промышленности и иного специального назначения (далее - ходатайство) с прилагаемыми к ним документами для размещения объектов обращения с отходами производства и потребления (далее - Объект).
В целях сокращения количества возвратов заявителям ходатайств с прилагаемыми к ним документами Рослесхоз обращает внимание на следующие требования к документам.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Содержание ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов утверждены приказом Минприроды России от 25.12.2018 N 684 (далее - Приказ N 684).
1. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В представляемых на рассмотрение документах необходимо указывать наименование действующего документа территориального планирования, которым предусмотрено размещение Объекта, и реквизиты документа о его утверждении.
2. Статьей 11 Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается, в частности, в случае размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Согласно пункту 2.15 приложения к Приказу N 684 к ходатайству прилагается документация, подтверждающая государственное или муниципальное значение объекта в случае, если для размещения такого объекта осуществляется перевод земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, занятым защитными лесами.
Такими документами могут являться заверенная выписка из утвержденной государственной, региональной или муниципальной программы, предусматривающей размещение Объекта; распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа исполнительной власти о размещении Объекта и иные документы, предусматривающие размещение Объекта.
3. В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
В составе материалов необходимо представлять документы, подтверждающие включение Объекта в территориальную схему обращения с отходами.
4. В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 172-ФЗ и пунктом 2.9 приложения к Приказу N 684 для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимо заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.
Согласно подпункту 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления, являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В состав документов, прилагаемых к ходатайству, должно входить заключение государственной экологической экспертизы указанных объектов.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 6 статьи 49 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 309-ФЗ) положение подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ не применяется к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу Федерального закона N 309-ФЗ. В данном случае в документах, прилагаемых к ходатайству, необходимо представлять информацию о введении в эксплуатацию или разрешение на строительство объекта.
5. В случае направления ходатайств с прилагаемыми к ним документами для размещения существующих объектов обращения с отходами Рослесхоз обращает внимание на следующее.
В связи с тем, что Лесным кодексом Российской Федерации не предусмотрено использование лесов для размещения объектов обращения с отходами, в составе материалов необходимо представлять информацию об основаниях размещения таких объектов, а также информацию о принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации мерах, направленных на восстановление нарушенного права Российской Федерации на земельный участок и возмещение вреда, причиненного земельным правонарушением.
6. В соответствии с пунктом 2.11 приложения к Приказу N 684 для принятия решения о переводе земель лесного фонда в другую категорию к ходатайству прилагаются документы о согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (его территориальными органами).
В состав документов, прилагаемых к ходатайству, должны входить документы о согласовании такой деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (его территориальными органами).
7. Приказом Федерального агентства по недропользованию от 22.04.2020 N 161 утвержден Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода.
Заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, представляемое в составе прилагаемых к ходатайству документов, должно соответствовать требованиям указанного Административного регламента.
8. Заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, а также иные заключения, представляемые в составе прилагаемых к ходатайству документов, должны содержать сведения о местоположении (выдел, квартал, участковое лесничество, лесничество) и кадастровом номере испрашиваемого к переводу участка земель лесного фонда.
9. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 04.09.2020 N П/0329 утверждены Порядок заполнения форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), состав содержащихся в них сведений, требования к формату документов, содержащих сведения ЕГРН и предоставляемых в электронном виде (далее - Порядок).
Представляемая в составе прилагаемых к ходатайству документов выписка из ЕГРН должна соответствовать требованиям Порядка.
Также следует отметить, что приказом Рослесхоза от 30.08.2021 N 664 утвержден Административный регламент Федерального агентства лесного хозяйства по предоставлению государственной услуги по рассмотрению в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направлению в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Для получения государственной услуги заявитель может подать необходимые документы в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ).
Кроме того, Рослесхоз обращает внимание, что прилагаемые к ходатайству документы на бумажном носителе представляются в оригинале или копиях документов, заверенных в установленном порядке, посредством использования ЕПГУ документы подаются в электронном виде.
Федеральное агентство лесного хозяйства просит направить данную информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, а также в органы архитектуры и градостроительства.
Руководитель
И.В.СОВЕТНИКОВ