См. Документы Федерального агентства лесного хозяйства

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПИСЬМО
от 18 сентября 2023 г. N ИС-02-54/22237

О ЗАГОТОВКЕ ДРЕВЕСИНЫ В ЗАЩИТНЫХ ЛЕСАХ

В связи с поступлением многочисленных обращений от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, а также лиц, использующих леса, по вопросу заготовки древесины в защитных лесах Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает следующее.

Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), как и ранее действовавшим лесным законодательством, в частности, Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, Основами лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, Лесным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 08.08.1978, Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX, допускается заготовка древесины в защитных лесах.

Заготовка древесины является одним из видов использования лесов (пункт 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса).

Согласно части 1 статьи 29 Лесного кодекса заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Частью 2 статьи 29 Лесного кодекса предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, заготовка древесины (т.е. рубка в предпринимательских целях) допускается в защитных лесах.

Исключения из этого правила прямо устанавливаются Лесным кодексом или иными федеральными законами.

Запреты и ограничения использования защитных лесов установлены в статьях 111 - 116 и 119 Лесного кодекса.

Необходимо обратить внимание, что указанные статьи содержат запреты на осуществление конкретных видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса (например, в лесопарковых зонах запрещена добыча и разведка полезных ископаемых, ведение сельского хозяйства, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства - часть 2 статьи 114 Лесного кодекса).

В силу части 2 статьи 112 Лесного кодекса в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы.

Согласно части 3 статьи 112 Лесного кодекса в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об ООПТ).

Подпункт "е" пункта 2 статьи 15 Закона об ООПТ запрещает заготовку древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд) только на территории национальных парков.

Статьей 11 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" сплошные рубки запрещены в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Запрет на заготовку древесины установлен для лесов, расположенных в орехово-промысловых зонах (часть 4 статьи 115 Лесного кодекса).

Исходя из вышеизложенного, в соответствии с частью 2 статьи 29, частью 4 статьи 115 Лесного кодекса заготовка древесины запрещена Лесным кодексом только в одной подкатегории защитных лесов - орехово-промысловых зонах ценных лесов. Запрет на заготовку древесины в иных категориях защитных лесов, в том числе в нерестоохранных полосах лесов, запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, Лесным кодексом не установлен.

Кроме того, с учетом положений Типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденного приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542 (далее - Типовой договор), и приложения N 3 к нему заключаемые в настоящее время договоры аренды лесных участков должны соответствовать данному приказу и предусматривать объемы заготовки в защитных лесах. Пункт 7.5 Типового договора содержит запрет на включение в договор аренды положений, не предусмотренных Типовым договором, и исключение из него установленных положений.

Следует обратить внимание на правовую позицию, изложенную в Решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2021 N АКПИ21-747, а также в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2023 N АКПИ23-510, в соответствии с которой суд признал соответствующими законодательству положения Типового договора в части заготовки в защитных лесах.

Необходимо отметить также, что в соответствии с приложением N 3 к Типовому договору в защитных лесах предусматриваются объемы заготовки древесины также для рубок ухода, которые в соответствии с частями 1, 2 статьи 64 Лесного кодекса относятся к выборочным рубкам и осуществляются лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов.

Проведение выборочных рубок Лесным кодексом ограничено только в отдельных случаях, в частности, в отношении лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (часть 2 статьи 112 Лесного кодекса), и на особо защитных участках лесов (часть 5 статьи 119 Лесного кодекса).

Вместе с тем, в целях единообразной практики применения указанных положений Лесного кодекса, а также в целях уточнения его норм Федеральным законом от 24.07.2023 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 24 июля 2023 года, за исключением отдельных положений, Лесной кодекс дополнен новой статьей 111.1, регулирующей особенности осуществления рубок лесных насаждений и заготовки древесины в защитных лесах.

Так, частью 3 статьи 111.1 Лесного кодекса предусмотрено, что заготовка древесины допускается в защитных лесах, если проведение сплошных и выборочных рубок не запрещено или не ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 112, часть 4 статьи 115 Лесного кодекса).

Таким образом, по смыслу указанной нормы, законодатель в дополнение к положениям статей 12 и 111 Лесного кодекса в части соблюдения целевого назначения лесов уточнил, что заготовка древесины соответствует целевому назначению защитных лесов, если не запрещается рубка лесных насаждений.

Учитывая изложенное, Рослесхоз обращает внимание, что указанные изменения носят исключительно юридико-технический характер и не свидетельствуют о наличии запрета на заготовку древесины в защитных лесах до вступления в силу Федеральным законом от 24.07.2023 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

При этом сохранены все запреты и ограничения на рубку и заготовку древесины, установленные Лесным кодексом (часть 4 статьи 115 Лесного кодекса), Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" и Законом об ООПТ.

Дополнительно необходимо отметить, что Рослесхозом совместно с представителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2023 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сформированы единые правовые подходы в части необходимости соблюдения требований статьи 111.1 Лесного кодекса, предусматривающей отсутствие запрета осуществления заготовки древесины в защитных лесах.

Рослесхоз просит учитывать в работе данную информацию, в том числе при взаимодействии с правоохранительными органами.

Руководитель
И.В.СОВЕТНИКОВ