См. Документы Федерального агентства лесного хозяйства

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПИСЬМО
от 18 июля 2022 г. N ИС-02-54/17843

О РАЗЪЯСНЕНИИ
ВОПРОСОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
СТАТЬЯМИ 43, 45 ЛЕСНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с обращениями органов исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений, а также лесопользователей по отдельным вопросам использования лесов для целей, предусмотренных статьями 43, 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает следующее.

В соответствии с приложением N 7 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" (далее - постановление Правительства РФ) в период со дня вступления в силу указанного постановления по 31 декабря 2022 г. допускается проведение работ по проектной документации, предусмотренной статьей 36.1 Закона Российской Федерации "О недрах", с проведением выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута на основании разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.

Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 63.1 Лесного кодекса, в том числе в части исключения необходимости проведения работ по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) в случае осуществления рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр.

При этом положениями указанной статьи не предусмотрено каких-либо исключений из указанного правила - в зависимости от основания использования лесов для указанных целей (договор аренды или разрешение на использование лесов без предоставления лесного участка, установления сервитута).

Учитывая изложенное, в случае осуществления рубок лесных насаждений в соответствии с постановлением Правительства РФ при использовании лесов в целях осуществлении геологического изучения недр на основании разрешения уполномоченного органа обязанность по компенсационному лесовосстаноению у недропользователя не возникает. При этом необходимо учитывать разъяснения, данные в письме Рослесхоза от 12.08.2021 N ИС-02-54/17680.

По вопросу допустимости внесения изменений в договоры аренды лесного участка, заключенные для использования лесов в целях, предусмотренных статьями 43, 45 Лесного кодекса, в том числе в части изменения срока договора аренды, Рослесхоз полагает необходимым отметить следующее.

Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом.

Применимость положений гражданского законодательства к регулированию вопросов внесения изменений в договоры аренды лесных участков следует также из положений части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса, согласно которой изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом, Земельным кодексом и Лесным кодексом.

Частями 2 и 3 статьи 74.1 Лесного кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов.

При этом Лесной кодекс не содержит запретов или ограничений в части возможности изменения условий договоров аренды лесных участков, заключенных без проведения торгов, в том числе в части изменения срока договора аренды лесного участка.

Таким образом, лесное и гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного без проведения торгов, в том числе в части изменения срока договора аренды лесного участка.

При этом срок действия договора аренды, заключенного в целях, предусмотренных статьей 43 Лесного кодекса, должен быть ограничен сроком действия соответствующей лицензии на пользование недрами (статья 25.1 Закона Российской Федерации "О недрах").

Лесным кодексом предусматривается возможность использования лесов для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса (часть 2 статьи 25 Лесного кодекса).

При этом Лесной кодекс не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям как для осуществления разных видов деятельности, так и для осуществления одного и того же вида деятельности.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 2111/10, ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.

Учитывая изложенное, в случае выдачи разных лицензий на пользование недрами разным лесопользователям заключение с ними отдельных договоров аренды в отношении одного и того же лесного участка представляется возможным, если одновременное лесопользование одним земельным участком осуществляется в разных целях (например, в целях добычи россыпного золота и в целях добычи рудного золота - на основании соответствующих лицензий).

В соответствии с частью 7 статьи 73.1 Лесного кодекса приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542 утверждены типовые договоры аренды лесных участков для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 Лесного кодекса, в том числе для целей, предусмотренных статьями 43, 45 Лесного кодекса (далее - типовые договоры).

Подпунктом "г" пункта 3.4 типовых договоров предусмотрена обязанность арендатора в течение 6 месяцев со дня заключения договора аренды разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной (муниципальной) экспертизы.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 433 Гражданского кодекса договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Пунктом 2 статьи 434 Гражданского кодекса предусмотрено, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами.

Таким образом, договор аренды лесного участка считается заключенным между сторонами с момента его подписания.

Согласно пункту 1 статьи 425 Гражданского кодекса договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Вместе с тем, согласно пункту 6.1 типовых договоров срок действия договора аренды, заключаемого на срок не менее 1 года, устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка.

Учитывая изложенное, для договоров аренды лесных участков, подлежащих государственной регистрации, момент начала реализации прав и исполнения обязанностей (не связанных с представлением договора аренды на государственную регистрацию) связан не с фактом его заключения (подписания) сторонами, а с датой его государственной регистрации.

При таких обстоятельствах 6-месячный срок исполнения обязанности арендатора по представлению проекта освоения лесов на государственную (муниципальную) экспертизу необходимо рассчитывать с даты начала действия договора аренды - с даты его государственной регистрации. Иное толкование привело бы к возложению на арендатора обязанностей, не предусмотренных договором аренды, срок действия которого наступил.

Положениями лесного и земельного законодательства предусмотрен механизм упрощенного размещения линейных объектов (в том числе, на землях лесного фонда) - на основании решений уполномоченных органов об установлении публичного сервитута в порядке, предусмотренном главой V.7 Земельного кодекса (далее - Решение).

В силу положений статьи 39.38 Земельного кодекса органы, уполномоченные на установление публичного сервитута, определяются в соответствии с видом объекта (федерального, регионального или местного значения), а не в зависимости от категории земель, на которых планируется размещение такого линейного объекта.

Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 39.43 Земельного кодекса Решение должно содержать, в том числе, порядок расчета и внесения платы за публичный сервитут (в случае его установления в отношении земель или земельных участков, не предоставленных третьим лицам).

Очевидно, что в указанном случае расчет платы производится органом, который принимает Решение. Согласование такого расчета с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение соответствующим земельным участком, действующим законодательством не предусмотрено.

Плата за публичный сервитут согласно статье 39.46 Земельного кодекса рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в установленных границах публичного сервитута. Плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута.

В случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, предоставлен третьим лицам, размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения предусматриваются в соглашении об осуществлении публичного сервитута (подпункт 8 пункта 1 статьи 39.47 Земельного кодекса).

Поскольку пунктом 5 статьи 39.47 Земельного кодекса предусмотрено направление подписанного обладателем публичного сервитута проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута правообладателю земельного участка, представляется, что соответствующий расчет платы за публичный сервитут производится обладателем публичного сервитута.

Руководитель
И.В.СОВЕТНИКОВ