См. Документы Федерального агентства лесного хозяйства

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПИСЬМО
от 13 сентября 2021 г. N ВС-02-54/20516

О КОМПЕНСАЦИОННОМ ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИИ

Федеральное агентство лесного хозяйства, в целях повышения эффективности осуществления полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений и единообразного применения норм действующего законодательства, регламентирующих правоотношения в сфере компенсационного лесовосстановления, сообщает следующее.

С 01.01.2019 вступили в силу изменения в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ), предусматривающие возложение обязанности по компенсационному лесовосстановлению на лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ (далее - лица), не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений, в соответствии с проектом лесовосстановления, или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В настоящее время складывается противоречивая судебная практика по вопросу, распространяется ли данная обязанность на лиц, которые осуществляли рубки после 01.01.2019 по договорам аренды лесных участков, заключенным до 01.01.2019.

Арбитражные суды, которые рассматривают требования о возложении обязанности по компенсационному лесовосстановлению в рамках правоотношений, возникших из договоров аренды лесных участков, отказывают в исках по следующим мотивам.

Нормы Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения", которые ввели обязанность по компенсационному лесовосстановлению, не имеют обратной силы и в соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются к отношениям по договорам аренды, заключенным до его вступления в силу (до 01.01.2019). Поскольку положения части 1 статьи 63.1 ЛК РФ и Правил выполнения работ по компенсационному лесовосстановлению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566, устанавливают обязанность лиц осуществлять мероприятия по леовосстановлению исключительно в заявительном порядке вследствие изъявления доброй воли, такая обязанность не может быть обеспечена мерами принудительного характера (дела N N А05-9739/2019, А19-22513/2020, А19-22543/2020, А05-9739/2019).

Суды общей юрисдикции, которые рассматривают дела об административных правонарушениях по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с невыполнением лицами обязанностей по компенсационному лесовосстановлению, преимущественно придерживаются противоположной позиции и признают наличие обязанности по компенсационному лосовосстановлению по договорам аренды, заключенным до 01.01.2019, приводя следующую аргументацию.

В соответствии с договором аренды лесного участка, арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов. Следовательно, правовое значение имеет факт совершения рубки лесных насаждений после вступления в силу норм и компенсационном лесовосстановлении, которые арендатор обязан соблюдать в силу положений договора аренды (дело N 12-429/2020). Предусмотренная статьей 63.1 ЛК РФ обязанность по компенсационному лесовосстановлению имеет публично-правовой характер и не зависит от волеизъявления сторон при заключении договора аренды лесного участка. На дату вступления в силу статьи 63.1 ЛК РФ арендатор является лицом, на которое возложена обязанность по компенсационному лесовосстановлению (дела N N 7-290/2021, 12-59/2021).

Ранее, в ответ на запросы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере лесных отношений, Рослесхоз разъяснял, что обязанность по компенсационному лесовосстановлению возникает у лиц при осуществлении рубок вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка, поскольку введение в ЛК РФ статьи 63.1 является основанием для изменения лесохозяйственных регламентов лесничеств, что в свою очередь является основанием для изменения действующих проектов освоения лесов.

Обязанность арендатора выполнять проект освоения лесов в части воспроизводства лесов закреплена в подпункте "н" пункта 3.4 типовых договоров аренды, утвержденных приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693 (действовали ранее) и в действующих в настоящее время типовых договорах аренды (подпункт "л" пункта 3.4 типовых договоров, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542).

В силу части 4 статьи 61 ЛК РФ, невыполнение предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков.

По мнению Рослесхоза, позиция судов общей юрисдикции представляется более правильной, поскольку рубки осуществляются лицами уже после вступления в силу статьи 63.1 ЛК РФ и при наличии у лесопользователя, в силу договора аренды, обязанности соблюдать действующее законодательство и проект освоения лесов.

Иное толкование позволило бы утверждать, что никакие новые нормативные правовые акты (например, Правила заготовки древесины, Правила лесовосстановления, Правила санитарной безопасности, нормы Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ о контроле за оборотом древесины), принятые после заключения договора аренды, в принципе не могут применяться к правоотношениям сторон по договору аренды лесного участка.

На основании изложенного, полагаем целесообразным, в ходе рассмотрения в судах аналогичных дел, учитывать вышеприведенную судебную практику и позицию Рослесхоза, изложенную в настоящем письме.

Заместитель руководителя
В.А.СПИРЕНКОВ