См. Документы Федерального агентства лесного хозяйства

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПИСЬМО
от 2 июня 2006 г. N МГ-02-54/3796

ПО ВОПРОСУ ПОЛНОМОЧИЙ РАБОТНИКОВ ЛЕСХОЗОВ
ПО ОХРАНЕ ЛЕСОВ ОТ НЕЗАКОННЫХ РУБОК

В связи с запросами, поступающими из территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства по вопросу полномочий работников лесхозов по охране лесов от незаконных рубок после вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает следующее.

В соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс, работники лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства не являются должностными лицами государственной лесной охраны Российской Федерации, утратили право осуществлять государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; составлять протоколы об административных правонарушениях в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях; изымать у граждан в соответствующих случаях добытые лесные ресурсы, орудия их добывания, транспортные средства; производить в соответствии с законодательством Российской Федерации досмотр транспортных средств, иных объектов.

Вместе с тем статьей 92 Кодекса определено, что охрана и защита лесов, в том числе от незаконных порубок, осуществляется и лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.

На основании Устава, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.03.2005 N 45, лесхозы в соответствии с возложенными на них задачами выступают на правах собственника лесного фонда; осуществляют мероприятия по охране лесов от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду, а также имеют право направлять материалы о нарушении лесного законодательства в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, в органы внутренних дел, прокуратуру, суд, предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду, о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах (п. 2.3.1; 3.1.5 Устава).

По вопросу охраны лесов от незаконных рубок следует руководствоваться письмом Рослесхоза от 11.03.2005 N МГ-02-46/993 (разъяснение по поводу охраны лесов от незаконных рубок лесхозами и иными организациями Рослесхоза). Все действия по определению объема лесонарушения и размера суммы ущерба; предоставление сведений о лесонасаждении; оформление выкопировки из плана лесонасаждения с нанесением на нее границ участка лесного фонда и указанием места совершения лесонарушения осуществляются лесхозами.

Согласно статьям 27.10, 27.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях за незаконную порубку, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников и лиан, а также производить изъятие вещей, являющихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, относятся органы внутренних дел (милиция) и органы, на которые возложен контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд (Росприроднадзор).

Напоминаем, что лесхозам необходимо своевременно направлять все материалы о лесонарушениях в территориальные органы федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности.

При осуществлении вышеуказанными органами производства по делам об административных правонарушениях принимается и в постановлении указывается решение о судьбе изъятой древесины, а также о древесине, на которую наложен арест. При этом древесина подлежит возвращению законному владельцу, от лица которого выступает лесхоз.

В случае, когда лесонарушение имеет признаки уголовно наказуемого деяния, даже если лесонарушитель не установлен, вещественные доказательства, которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления, в соответствии со статьей 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), соответствующим постановлением приобщаются к уголовному делу. Решение о судьбе вещественных доказательств (древесины) принимается судом и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство в соответствии со статьями 82, 309 УПК РФ. Лесхозам надлежит в установленном порядке своевременно обращаться в суд и к должностным лицам, осуществляющим уголовное судопроизводство, с ходатайствами по передаче незаконно заготовленной древесины в распоряжение лесхозов.

В соответствии со статьей 309 УПК РФ в результативной части приговора должно содержаться решение о распределении процессуальных издержек, к которым в соответствии со статьей 131 УПК РФ в том числе относятся суммы, израсходованные на хранение вещественных доказательств.

Расходы, связанные с хранением и реализацией незаконно заготовленной древесины, должны компенсироваться в соответствии с Положением о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 г. N 620.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 24.7) также предусмотрено компенсирование издержек - сумм, израсходованных на хранение, перевозку вещественных доказательств.

В случаях, если незаконно заготовленная древесина не была приобщена к уголовному делу либо к делу об административном правонарушении в качестве вещественного доказательства, и если на нее не был наложен арест, то она поступает в распоряжение лесхоза в соответствии с п. 27 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 года N 551. Реализация поступившей в распоряжение лесхоза древесины производится лесхозами в установленном порядке.

Все затраты по трелевке, разделке и вывозке незаконно заготовленной древесины, по мнению Рослесхоза, должны компенсироваться в порядке, предусмотренном ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель руководителя
М.Д.ГИРЯЕВ