См. Документы Федерального агентства воздушного транспорта

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 30 декабря 2022 г. N Исх-58225/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 14 <1>

--------------------------------

<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.

В декабре 2022 года с воздушными судами гражданской авиации произошли авиационные инциденты, связанные с возгоранием батареи портативного (бытового) электронного устройства (PED).

29.12.2022 в аэропорту Домодедово произошел авиационный инцидент с самолетом А-321 RA-73842 АО Авиакомпания "Уральские авиалинии".

Выполнялся регулярный пассажирский рейс по маршруту: Домодедово - Калининград (Храброво). На борту самолета находились 210 пассажиров.

В процессе руления на предварительный старт у одного из пассажиров, занимавшего место в середине салона, произошло возгорание портативного зарядного устройства. После доклада кабинного экипажа о случившемся командиру воздушного судна было принято решение о прекращении руления и проведении аварийной эвакуации пассажиров; кабинный экипаж приступил к тушению пожара. Часть пассажиров покинула воздушное судно по аварийным трапам. После ликвидации возгорания командир воздушного судна отменил аварийную эвакуацию и дальнейшая высадка пассажиров осуществлялась штатным образом.

В результате инцидента пассажиры травм не получили. На самолете повреждено напольное покрытие в месте, где располагался очаг пожара.

30.12.2022 произошел авиационный инцидент с самолетом А-319 RA-73675 АО "Авиакомпания "Аврора".

Выполнялся регулярный пассажирский рейс по маршруту: Хабаровск (Новый) - Петропавловск-Камчатский (Елизово). На борту самолета находились 6 членов экипажа и 122 пассажира.

При полете на эшелоне 370, в процессе обслуживания пассажиров, у одного из пассажиров произошло сопровождавшееся сильным дымом возгорание портативного зарядного устройства, находившегося в ручной клади. Члены кабинного экипажа доложили о случившемся командиру воздушного судна, который объявил сигнал бедствия и принял решение о выполнении вынужденной посадки на аэродроме Южно-Сахалинск (Хомутово). Члены кабинного экипажа ликвидировали возгорание. Посадка на аэродроме Южно-Сахалинск (Хомутово) выполнена без особенностей. Пассажиры и члены экипажа не пострадали, самолет повреждений не получил.

Проводится расследование инцидентов.

Следует обратить внимание на то, что пожар на воздушном судне представляет большую опасность для находящихся на борту людей. Примеры авиационных событий, связанных с пожаром, и рекомендации по безопасности полетов включены в информацию по безопасности полетов N 7 за 2020 год (размещена в АМРИПП Росавиации, категория EVAC).

В связи с происшедшими в декабре 2022 года инцидентами, следует также обратить внимание на то, что ограничения по провозу предметов и веществ на борту воздушного судна установлены Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденными приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104, и Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху Doc 9284-AN/905 (далее - ТИ ИКАО). Ряд наименований запрещен к перевозке в багаже, но разрешен к провозу в вещах, находящихся при пассажире.

Литиевые батареи (литий-металлические и литий-ионные), а также устройства, их содержащие, относятся к 9 классу опасности и перевозятся воздушным транспортом в соответствии с ТИ ИКАО и Федеральными авиационными правилами "Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации", утвержденными приказом Минтранса России от 05.09.2008 N 141.

Перевозка опасных грузов пассажирами и членами экипажа регламентируется главой 1 части 8 ТИ ИКАО "Положения, касающиеся опасных грузов, перевозимых пассажирами или членами экипажа". В соответствии с положениями данной главы, к перевозке пассажирами допускаются как литиевые батареи, так и устройства, содержащие их, со следующими характеристиками.

Литий-ионные батареи (отдельные от устройства, как запасные части) могут перевозиться в количестве не более двух штук на одного пассажирами с мощностью, превышающей 100 Вт/ч, но не более 160 Вт/ч только в ручной клади. В багаже, сдаваемом при регистрации на рейс, такие батареи запрещены. Батареи должны быть индивидуально защищены от короткого замыкания (например, путем помещения их в оригинальную упаковку или методом изоляции контактов, т.е. блокировки изолентой контактов или размещения каждой батареи в отдельном пластиковом мешке или защитной упаковке). Литий-ионные батареи должны отвечать требованиям прохождения испытаний согласно подразделу 38.3 части 3 Рекомендаций по перевозке опасных грузов - Руководства ООН по испытаниям и критериям.

Портативные электронные устройства, такие как фотокамеры и видеокамеры, мобильные телефоны, ноутбуки для личного пользования, содержащие батареи, следует перевозить в ручной клади. Запасные батареи к таким устройствам должны быть индивидуально защищены от короткого замыкания путем помещения в оригинальную упаковку или методом изоляции контактов. Также на встроенные в эти портативные устройства батареи или запасные батареи распространяются следующие ограничения:

емкость каждой литий-ионной батареи не должна превышать 100 Вт/ч;

батареи должны отвечать требованиям прохождения испытаний согласно подразделу 38.3 части 3 Рекомендаций по перевозке опасных грузов - Руководства ООН по испытаниям и критериям;

изделия, содержащие литий-ионные батареи, основной целью которых является питание других изделий (переносные зарядные устройства - power banks), должны перевозиться только в ручной клади.

Предлагаю:

Руководителям территориальных органов Росавиации:

1. Довести настоящую информацию по безопасности полетов до подконтрольных организаций гражданской авиации и эксплуатантов воздушных судов.

2. Рекомендовать руководителям организаций и эксплуатантов гражданских воздушных судов:

2.1. Провести дополнительные инструктажи специалистов служб, выполняющих функции по организации перевозов грузов воздушным транспортом, а также служб транспортной (авиационной) безопасности в части, касающейся перевозки литиевых батарей согласно положениям Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО).

В случае выявления представителями перевозчика превышения пассажирами допустимых норм провоза ручной клади, прошедшей предполетный досмотр, исключить размещение в багажных и грузовых отсеках воздушных судов ручной клади пассажиров и членов экипажей без ее повторного досмотра в соответствии с требованиями и ограничениями, предъявляемыми к багажу. Способ досмотра определяет субъект транспортной инфраструктуры с учетом необходимости достижения целей досмотра.

2.2. Обратить внимание специалистов служб на положения Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104, в том числе информирование пассажиров о целях и порядке прохождения досмотров на всех этапах обслуживания, об их правах и обязанностях, о перечне опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на борту воздушных судов, и об ответственности за их незаконный провоз.

2.3. Использовать настоящую информацию и информацию по безопасности полетов N 7 за 2020 год при проведении занятий с членами летных и кабинных экипажей воздушных судов, а также со специалистами служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации.

2.4. При подготовке программ подготовки членов летных и кабинных экипажей воздушных судов, а также при проведении практических и теоретических занятий по использованию аварийно-спасательного оборудования воздушного судна и действий в аварийной обстановке использовать сведения:

документа ИКАО N 9481 "Инструкция о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами, на воздушных судах". Обратить внимание на рекомендации, касающиеся действий кабинного экипажа на случай инцидентов, связанных с опасными грузами, в пассажирском салоне во время полета;

документа ИКАО N 10002 "Руководство по обучению членов кабинного экипажа с учетом аспектов обеспечения безопасности". Обратить внимание на рекомендации, содержащиеся в главе 5 "Обучение действиям в нештатных и аварийных ситуациях" указанного руководства;

документа ИКАО N 10062 "Руководство по учету аспектов безопасности в кабине при расследовании авиационных происшествий и инцидентов" (примеры авиационных происшествий, приведенные в разделе 3 "Расследование авиационных происшествий и меры по повышению безопасности в кабине");

документа ИКАО N 10086 "Руководство по информации и инструкциям для обеспечения безопасности пассажиров";

циркуляра ИКАО N 300 "Сборник материалов "Человеческий фактор" N 15. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в пассажирском салоне";

размещенные на официальном сайте ИКАО по адресу https://www.icao.int/safety/DangerousGoods/Pages/Guidance-Material.aspx и https://www.icao.int/safety/airnavigation/OPS/CabinSafety/Pages/default.aspx.

размещенные на официальном сайте ИАТА по адресу https://www.iata.org/en/programs/cargo/dgr/lithium-batteries/.

А.В.НЕРАДЬКО