См. Документы Федерального агентства воздушного транспорта
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 22 сентября 2023 г. N Исх-37909/02
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 9 <1>
--------------------------------
<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.
12.09.2023 в районе Новосибирска произошел серьезный авиационный инцидент с самолетом A-320 RA-73805 АО Авиакомпания "Уральские авиалинии".
Выполнялся регулярный пассажирский рейс по маршруту: Сочи - Омск. На борту самолета находились 6 членов экипажа и 161 пассажир.
При заходе на посадку на аэродроме Омск, при выпуске шасси, произошел отказ "зеленой" гидросистемы. Экипажем ВС было принято решение о выполнении ухода на второй круг.
В наборе высоты уборка механизации прошла штатно, кран уборки/выпуска шасси был переведен в положение "уборка", однако шасси не убрались (согласно расшифровке полетной информации, дискретный сигнал выпущенного положения шасси продолжал регистрироваться до окончания полета). Неуборку шасси экипаж не выявил.
При полете в зоне ожидания аэродрома Омск экипаж выполнил действия согласно QRH, произвел расчет посадочной дистанции с учетом отказа и расчет топлива для полета на запасной аэродром. После этого экипажем ВС было принято решение об уходе на запасной аэродром Новосибирск (Толмачево).
В процессе полета на запасной аэродром экипаж ВС выявил повышенный расход топлива и его недостаток для посадки на аэродроме Новосибирск (Толмачево), в связи с чем было принято решение о вынужденной посадке на площадку, подобранную с воздуха. Посадка произведена благополучно, пассажиры и экипаж не пострадали.
В рамках расследования установлено, что остаток топлива на воздушном судне после посадки составил 216 литров. Отказ гидросистемы произошел вследствие разрушения рукава в магистрали управления правой створкой основной опоры шасси.
Анализ имеющейся статистики по авиационным событиям, связанным с посадками воздушных судов при наличии малого остатка топлива, показывает, что причинами произошедших в прошлом событий являлись:
значительные отклонения от маршрута полета в условиях реально сложившейся метеорологической обстановки;
неоднократное выполнение прерванных захода на посадку из-за несоответствия значений скорости и направления ветра в аэропорту посадки эксплуатационным ограничениям самолета;
сочетание непредвиденного усиления встречного ветра на высоте полета и не оправдавшегося прогноза метеоусловий на аэродроме посадки;
несвоевременное принятие решения экипажем об уходе на запасной аэродром, обусловленное проявленной самоуверенностью и неосторожностью.
Поручаю руководителям территориальных органов Росавиации:
1. Довести настоящую информацию по безопасности полетов до подконтрольных организаций гражданской авиации;
2. Рекомендовать эксплуатантам (владельцам) воздушных судов:
2.1. Изучить настоящую информацию по безопасности полетов с летным составом, обратив при этом внимание на безусловное выполнение требований пункта 2.12 раздела II. "Общие правила подготовки к полетам" Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128, устанавливающих, что при расчете количества топлива и масла учитывается следующее:
прогнозируемые метеорологические условия;
предполагаемые отклонения от маршрута, а также задержки, связанные с воздушным движением;
необходимость, при выполнении полета по ППП, выполнения одного захода на посадку по приборам на аэродроме намеченной посадки, включая уход на второй круг;
повышенный расход топлива при разгерметизации кабин воздушного судна или при отказе одного двигателя во время полета по маршруту;
любые другие известные условия, которые могут привести к задержке посадки или вызвать повышенный расход топлива и (или) масла.
2.2. Провести повторное изучение следующих аспектов летной эксплуатации воздушных судов с членами летных экипажей:
действия при возникновении нештатных ситуаций, требующих выполнение соответствующих контрольных карт, приводящих к изменению полетной конфигурации ВС (выпущенные или отклоненные аэродинамические поверхности, шасси, повышенный режим двигателей и т.д.);
порядок расчета топлива в полете с использованием данных, номограмм, таблиц, приведенных в РЛЭ, и особенности расчета остатка топлива при различных отказах систем воздушного судна и силовой установки;
порядок принятия решения о выполнении посадки, ожидании или уходе на запасной аэродром при усложнении условий полета;
правила и порядок взаимодействия в экипаже в процессе принятия решения в соответствии с основными принципами управления ресурсами экипажа (CRM).
Д.В.ЯДРОВ